Техника - молодёжи 1981-12, страница 51• I СКРИПКА МАДЖЙНИ?В. Каштанова, Ленинград ЕВГРАФ КОНЧИН Очень хорошо помню, как вы сообщали о находке картины Верещагина «Нвлолеои при Березине» — после того, как под рубрикой «Антология таинственных случаев» журнал рассказал о ее поисках. А ведь скопько утраченных культурных ценностей еще предстоит найти! нию: дескать, в ней заключена душа девушки, некогда любимой Львовым и рано умершей. Да н умерла она, чтобы отдать свое чувство, свое сердце колдовскому инструменту. Именно эту легенду опоэтизировал И. Мятлев в нашумевшем стихотворении «Скрипка» Только начал он играть, Скрипка стала оживать: То раскатисто зальется Русской песней, то несется, Как молитва, в облака, То как будто бы тоска. Жалоба унылой девы. То как ангелов напевы... Он уныл — и скрнпка плачет! Он восторжен — и она Вдохновения полна. Радует, мутит, страдает, Дверн неба отверзает. Что, вы скрипку ие узнали? Нет? Так Львова не слыхали! Легенда легендой, а скрипка Львова и в самом деле уникальная. Потому что сделал ее замечательный итальянский мастер Брешианской школы Джованни Паоло Маджнни ('1&80—1632). Подлинные его скрипки, обычно крупного размера и обладающие сильным, несколько суровым звучанием, встречаются чрезвычайно редко. Как драгоценный инструмент оказался в семье Львовых? Об этом рассказал сам Алексей Федорович в своих записках, опубликованных в журнале «Русский архив» за 4 «Техника — молодежи» № 12 1884 год. По его словам, инструментом владел итальянский скрипач Джорновнки, умерший в Петербурге в 1804 году. «Некто г-н Байков, которому поручено было продать с публичного торга имущество Джорновики, буду чи приятелем отцу моему, продал ему скрипку за трн тысячи рублей ассигнациями. Скрипка пришла к нам в ящике с вензелем великого артиста... Когда батюшка купил ее, то на ней была прикреплена весьма дурная головка ничтожного мастера. Лет через десять один из артистов, Иван Семенович Мильговер, сообщил ему, что отыскал головку Мад жини, посаженную на какую-то дурную скрипку. Это и была головка от скрипки Джорновики. И хозяин дурной скрипки, какой-то немец, рассказал нам прелюбопытную историю Джор новикн, проезжая через Митенвальд и намереваясь дать концерт, утром репетировал. Но оркестр играл дурно, и Джорновики стал бить такт головкой скрипки по пульту. Наконец, ударив весьма серьезно, отломал ее. Какой-то мастер приделал ему другую головку. А своя головка осталась у мастера. Немец купил ее за 100 гульденов н сохранил как память о великом артисте. Не было сомнения, что головка принадлежит нашей скрипке. Немец согласился продать головку, но просил показать ему скрипку. Это было сделано. И головка была куплена. Так после десяти лет собралась у нас скрипка Маджини в своем пер вобытном составе. И теперь видна трещина на головке...» Львов нграл на скрипке более 50 лет и с гордостью отмечал, что «нежнейший мой инструмент сохранил всю силу своего голоса». Передал ли Алексей Федорович кому-либо свою скрипку? Нет, не передал! Мне удалось отыскать свидетельство историка, редактора журнала «Русский архив» П, Бартенева, близко знавшего семью Львовых. Он еще в 1884 году утверждал, что «эта драгоценность сохраняется у сына А. Ф. Львова — Федора Алексеевича». Как же сложилась дальнейшая судьба национальной нашей реликвии? А главное — где сейчас она пребывает? Направление поиска подсказал основоположник советской школы скрипичных мастеров Е. Витачек. В своей книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» он не преминул упомянуть, что после ею владел директор бывшего синодального училища Смоленский, потом Попов и, наконец, концертмейстер Большого театра, профессор Московской консерватории Д. Крейн. Он умер в Москве в 1926 году. Что же стало со скрипкой? Обращаюсь к людям, которые хорошо его знали. Да, отвечают мне, была у Давида Сергеевича прекрасная итальянская скрипка. Но, похоже, он считал ее произведением 49
|