Техника - молодёжи 1981-12, страница 50

Техника - молодёжи 1981-12, страница 50

ДЕ ОНА, ЛЕГЕНДАРНАЯ

Все началось с картины. Она изображала молодого офицера в форме инженера путей сообщения. Этому соответствовали детали картины — циркуль и план, лежащие иа столе. Но скрипка? При чем тут скрипка, которую бережно держал в руках неизвестный? Она прямо-таки бросалась в глаза и несомненно была главной смысловой деталью портрета.

Не знали и автора картины Но им был, бесспорно, одаренный и опытный живописец первой половины прошлого века. Поэтому Ф. Вишневский — московский коллекционер и главный хранитель музея художника Тропинииа — и купил портрет у наследников артиста оперетты Г. Ярона. При этом удалось только выяснить, что Ярой приобрел портрет в начале 30-х годов в семье неких Львовых. Фамилия ни о чем ие говорила до тех пор, пока Вишневский не обратился к «Русским портретам» — фундаментальному пятитомному изданию, вышедшему э 1905—1909 годах. Поискал и иашел — в пятом томе под номером 179. Тот самый портрет!

Из краткого поиснения явствовало, что художинр И. Олешкевич изобразил в '1823 году композитора, дирижера и выдающегося скрипача Алексеи Федоровичу Львова (1798 -1870). Вот тогда-то и стало понятным, почему именно в семье Льво

ства и скрипичного квартета. Выдающийся педагог, автор «Советов начинающему играть на скрипке». Директор (после смерти отца) пев-чевской капеллы, поднявший ее до высокого художественного уровня. «Сравнивать хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с этими дивными певцами то же, что сравнивать несчастную маленькую труппу пилил третьестепенного итальянского театра с оркестром Парижской консерватории», — утверждал знаменитый французский композитор Берлиоз.

О редкостном исполнительском искусстве Львова скрипача я мог бы привести не просто одобрительные, а прямо-таки восторженные отзывы светил музыкального мира прошлого столетия — Глинки, Серова, Шумана, Адана, Мендельсона Бартольди.

Когда в мае 1838 года Львов исполнил одно из сочинений Бетховена, прославленный скрипач Берио кинулся обнимать Алексея Федоровича с возгласами: «Никогда не поверил бы, что любитель, занятый, подобно вам, столькими делами, мог возвысить свое дарование до такой степени. Вы настоящий художник! Вы играете на скрипке удивительно, и инструмент у Вас великолепный...»

«Нежные звуки милой скрипки Львова врезались в моей памяти», — вспоминал М. Глинка.

Об этой удивительной скрипке современники слагали легенды. Верили даже, что сверхъестественные ангельские, а быть может, и нечистые силы причастны к ее сотворе-

Рис. Роберта А ■ о т и н а

вых приобрел картину Ярой. Когда живопись очистили от грязи, промы ли и внимательно исследовали, то обнаружили и подпись художника, и Дату создания портрета. История этого необычного живописного полотна заинтересовала меня, и вот что мие удалось узнать.

Олешкевич был академиком живописи и писал много портретов, ко торые пользовались всеевропейской известностью. Современники отмеча ли, что «портреты его отличались совершенным сходством, и ои имел всегда множество заказов». Его другом был поэт Адам Мицкевич, который посвятил Олешкевичу прекрасное стихотворение. И очень горевал, узиав о его кончине.

Художник был в зените славы, когда писал портрет двадцатичеты рехлетнего Львова — сына директора придворной певческой капеллы. Алексей Федорович мог бы сделать блистательную инженерную карьеру — ведь он был талантливым путейцем. Его звания говорят о том, что ои был допущен в самые высшие придворные сферы: генерал свиты императора, флигель-адъютант, тайный советник и гофмейстер.

Одиако прославился Львов иа поприще русской культуры. Ведь ои — автор оперы «Ундина» и многих других сочинений, в основном скрипичных. Видный музыкальный деятель, основатель Симфонического обще

48

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Стол циркуль

Близкие к этой страницы