Техника - молодёжи 1981-12, страница 53

Техника - молодёжи 1981-12, страница 53

Редкне подлинники и распространенные подделки

Очери Е. Кончина «Где оиа, легендарная скрипка Маджини?» комментирует директор Центральной государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Владимир КУЛИКОВ.

Музыкальные смычковые инструменты, сделанные старинными мастерами, — это настоящие произведения искусства, воплотившие в себе неповторимые черты таланта и индивидуальности своих творцов. Подобные реликвии обладают замечательным тембром и силой звука. Они также производят необычайно сильное впечатление законченностью и совершенством своей формы, красотой дерева и покрывающего его лака.

Мне приходилось читать немало писем, в которых сообщалось о скрипках, альтах и виолончелях старинных мастеров. Авторы этих писем неизменно проявляли заботу о сохранности редких музыкальных инструментов. Такой общественный интерес к ннм можно только приветствовать. Помощь общественности в этом деле еначит очень много. Причем речь должна идти не только об инструментах зарубежного происхождения. Не менее важно выявлять и сохранять образцы творчества мастеров отечественной скрипичной школы — И. Ватова, И. Краснощекова, А. Ле-мана. Тем более, что отечественная школа скрипичного мастерства широко известна и пользуется большим авторитетом во всем мире.

В связи с интересным поиском, проведенным Е. Кончиным, должен сказать несколько слов об экспертизе, подтверждающей подлинность происхождения того или иного инструмента. Очень часто нам пишут о скрипках с этикетками Маджини,

Схема, показывающая развитие < крипт Как считают, ее предком лыл арабский ребаб, который исполь-■овался только для аккомпанемента, в VIII веке мавры привезли его в Испанию. В результате сложного развития и взаимовлияния нескольких видов смычковых инструментов разных народов и началу XVI века сформировался знакомый нам совершенный певучий инструмент — скрипка.

4*

Амати, Гварнери, Страдивари И нередко авторы этих сообщений становятся жертвами заблуждения, хотя н вполне искреннего. Дело в том, что слишком уж распространены копии инструментов великих мастеров, изготовленные подчас иеобычайяо тщательно. Иные подделки бывает трудно рассознагь даже специалисту.

«Существу»; значительное число инструментов, приписываемых Маджини, — предупреждает £. Виточек. — Однако надо полагать, что большинство этих скрипок не только Врашии, но даже Италии никогда не виделл. Особенно много инструментов ~ахого типа делалось голландскими л английским* мастерами XVII века. Вероятно, атл мастера снабжали их этикетками со своей фамилией ль «шея в виду кого бы-то ыи была обманывать. Но с тех пор, ках г начале XIX века такой прославленный скрипач:, как Верио, с огромуопехом играл в концертах на скрепке Маджини, на инструменты эгогЪ мастера поднялся ег:рос, которую услужливые торговцы ззосздр&хись удовлетворит^. И вот почти во йсялузо старую скрипку с г;ас2л.с_ж усом они вклеивали этикетку Мьдж^лИ».

Не нужно забывать н с том, что у великого мастера был сын, которого также аъьлл Паоло. Он оказался способным продолжателем дела отца. Их работы частенько путают. А после Паоло~мл&дшел> немало скрипок «под Мадж-гла.* изготовил англичанин Барак Норман. Поэтому можно понять сдержанность « даже скепсис специалистов, когда без достаточного основания авторами инструментов на

зывают не иначе как прославленных мастеров. Кстати, и само утверждение, что скрипку Львова изготовил Маджини, £. Витачек подвергал сомнению. Известную ему историю этого инструмента он закончил таким многозначительным еамечанием

«Характерно, что у скрипки была действительно настоящая головка Маджики, вероятно, поставленная туда позже».

И еще одно обстоятельство. У Львова была и другая скрипка, сделанная французским мастером Ж.-Б. Вильомом. Львов, как руководитель придворной капеллы, заказал ему несколько комплектов инструментов, входящих в состав струнного квартета. Поэтому иа их этикетках значилось: «Сделано для Львова». Ныне зти инструменты большая ценность, и розыск их также необходим. Перед войной в Ленинграде хранилась замечательная скрипка, на нижней деке которой карисэда:* был фамильный герб Львова и помещена цитата иа его .произведения. По преданию, инструмент Алексею Федоровичу поварил сам Бильом, восхищенный, его обширными познаниями в скрипичном деле.

Надеюсь, и эти иемногочиелейные замечания говорят в пользу проведения самого тщательного осмотра и опробования звуковых качеств любого вновь найденного инструмента. Лишь тогда можно определить имя его создателя.

Уникальные смычковые инструменты — наше всенародное достояние. Выявлять, сохранять и изучать эти замечательные памятники куль-тупы — наше общее дело.

РЕБЁК »|»Ье.гь ■ MPERHHA X?»

mm

СКРИПКА коне IS НАЧАЛСЙЬ

НАЧАЛО ST®