Техника - молодёжи 1982-05, страница 17

Техника - молодёжи 1982-05, страница 17

РАСТУЩЕЕ

СКВОЗЬ

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕК

Мы воспроизводим работы А. ПО** К ОТ Ю К А из Львовской области.

Джордано Бруно (дерево, 1981 г.)

Икар. Памяти космонавтов Г. ДОБРОВОЛЬСКОГО, В. ВОЛКОВА, В. ПАНАЕВА. (Тон. дерево, 1979 г.)

Корни замечательного искусства скульптуры по дереву уходят в незапамятные времена. Дерево — самый распространенный и доступный материал, легко поддающийся обработке даже самыми примитивными инструментами. И добавим, весьма долговечный: в музеях мнра нередки деревянные статуэтки, возраст которых измеряется тысячелетиями.

Деревянная резьба издавна применялась как в ритуальных, так и в прикладных целях. Еще пять тысяч лет назад безымянные мастера Древнего Египта вырезали из дерева многочисленные фигурки воинов и приближенных фараона, которые должны были сопровождать его в последнем путешествии в царство мертвых: миниатюрный, но надежный корабль для этого опасного плавания, а также разнообразные предметы домашнего обихода, которые могли ему пригодиться в «загробной жизни». Готовые скульптуры раскрашивались в натуральные цвета, устанавливались в погребение и замуровывались вместе с саркофагом. Археологи по сей день продолжают находить все новые и новые образцы этого искусства, причем зачастую в идеальной сохранности.

Многовековая традиция деревянной скульптуры характерна и для таких древнейших культурных центров, как Индия, Япония, Индонезия Мелкая бытовая пластика, исключительно богатые архитектурные украшения, обрядовые тотемные знаки, тончайшая резьба по деревянным элементам оружия... Впрочем, нельзя объять необъятное: эта область искусства Древнего Востока настолько обширна, что ее просто невозможно втиснуть в узкие границы небольшой публикаций. Да мы, разумеется, и не ставим перед собой такую задачу

Не менее древнюю историю имеет ритуальная деревянная скульптура Австралии, Океании, Америки и особенно Африки. Наряду с тотемными знаками и знаменитыми мистическими масками талантливые негритянские мастера до сих пор изображают в дереве различные бытовые сценки, с одной стороны, следуя традиции, а с другой — видоизменяя ее в соответствии с глубокими переменами, произошедшими в жцзни «черного континента». Сегоднк на людных базарах, скажем, Бенина скульптурное изображение охоты на носорога зачастую соседствует с сюжетами,

ШШШ

заимствованными из героической борьбы против колониального ига

Все культуры и все эпохи внесли свой вклад в искусство резьбы по дереву. Например, в исламском мире строгие законы шариата, запрещающие изображать человека, заставили художников искать иные пути и, таким образом, стимулировали создание утонченных резных изображений животных, растений и геометрических орнаментов, являющих собой прочный сплав необузданной фантазии и точного математического расчета Можно бесконечно долго рассказывать и о деревянной скульптуре готического стиля в европейском искусстве Ренессанса, перешедшей позднее в изысканные формы барокко и буйные композиции рококо... Но не менее интересно и самобытно деревянное изобразительное искусство народов, населявших необъятные просторы нашей многонациональной страны.

Слово «Русь» всегда ассоциировалось с лесами: непроходимой тайгой, тенистыми дубравами, светлыми березовыми рощами. Так что материала у наших предков всегда было под рукой в избытке. И они умело его использовали. С далеких времен язычества они украшали свои жилища и храмы затейливой орнаментальной резьбой, изящными наличниками, коньками... Въезд во внутренний двор обязательно обрамлялся резными воротами. И так далее. Деревянные ложки и прялки, ковши и ларцы, знаменитые матрешки я другие детские игрушки, оживленные фольклорные персонажи... Даже мебель, как