Техника - молодёжи 1982-05, страница 18правило,, почти сплошь покрывалась причудливыми резными орнаментами Это исконно народное искусство, ставившее своей задачей в основном чисто эстетические цели, не только сохранилось до наших дней, но и обрело новый расцвет благодаря Великой Октябрьской социалистической революции. Традиции народного искусства развили такие выдающиеся скульпторы, как С. Коненков и С. Нефёдов (Эрьзя), заставившие дерево выражать новые темы, властно ворвавшиеся в мир большого искусства. Примером может служить хотя бы знаменитая работа Коненкова «Освобожденный человек», навеянная героическими событиями первой русской революции. Многие советские художники приняли эстафету из рук выдающихся мастеров и продолжают вносить свой вклад в сокровищницу мирового искусства. Под рубрикой «Время — Пространство — Человек» наш журнал уже рассказывал о таких мастерах работы с деревом, как скульптор Д. Коненкова («ТМ» № 4 за 1979 г.) и художник Н Якимова («ТМ» № 12 за 1978 г. и № 2 за 1980 г.). А недавно на нашу постоянно действующую выставку принес свои работы молодой украинский художник Анатолий Покотюк, удачно совмещающий в своем творчестве плоскостную живопись со скульптурой. Характерно, что этот художник, как видно из воспроизводимых на наших страницах его произведений, часто обращается к теме космоса. Избранная им техника позволяет соединять прошлое с будущим, показывать бездонную глубину космических пространств в сочетании с реальностью, которая находится, кажется, совсем рядом со зрителем Именно поэтому так хорошо смотрятся рядом его работы «Икар» и «Наша жизнь — в грядущее рваться». Именно поэтому так выразителен триптих «Планета в ваших руках, люди!», отражающий извечную тягу человека к небу. И наконец, скульптура «Джордано Бруно», доносящая до нас героический облик пламенного итальянского мыслителя. Для человечества, столкнувшегося к концу XX века с серьезными экологическими проблемами, дерево стало своеобразным символом природы. Симптоматично, что научная фантастика, всегда чутко реагирующая на перемены в окружающем мире, уже включила «ботаническую» тематику в свой «джентльменский набор». Многим читателям наверняка запомнилась поэтичная повесть Р. Янга «Срубить дерево». В защиту земных лесов поднимает оружие герой рассказа М. Пухова «Семя зла». От лица могучего вяза ведется повествование в новелле У. Ле Гуин «Направление дороги». А советский писатель-фантаст Е. Гуляковский в романе «Сезон туманов» создал запоминающийся образ дерева, растущего сквозь время. Корни этого удивительного растения находятся в далеком прошлом, плоды вызревают в будущем, а в настоящем распускаются прекрасные большие цветы.. Этот образ, если задуматься, отражает всю человеческую культуру. И конечно, ее скромный, но неотъемлемый элемент — древнее, но вечно молодое искусство скульптуры по дереву. НИКОЛАЯ ВЕЧКАНОВ, скульптор Наша жизнь — в грядущее рваться (Тон. дерево, 1977 г.) Триптих «Планета в ваших руках, люди!» (Тон. дерево, 1980 г.). первобытный человек тянулся к красоте (1-я часть). Люди не должны допустить новой Хиросимы (2-я часть). Будущее человечества связано с космосом (3-я часть). |