Техника - молодёжи 1982-07, страница 61

Техника - молодёжи 1982-07, страница 61

МАРК БАРИНОВ

КАКИМИ ВЫ БЫЛИ,

Недавно мне довелось побывать в одном из небольших городков на Оке. В краеведческом музее остановился перед картиной. На ней был изображен пейзаж, которым я только что любовался из окон гостиницы: с высокого правого берега реки открывается перспектива левого низменного, с бескрайними лесами, теряющимися в туманной дымке на горизонте.

На опушке, неподалеку от обрыва, виднеется несколько примитивных шалашей из грубо обработан

ных стволов, покрытых лапником. Неуклюжие люди в шкурах возле костра, на котором жарится туша зверя. Внизу, на реке, другая группа таких же существ острогами ловит рыбу. На переднем плане женщина довольно отталкивающего вида кормит грудью детеныша.

Подпись: «Палеолитическая стоянка в Волжско-Окском регионе. 30—50 тысяч лет до нашей эры».

Стоя возле картины, я задумался. Пожалуй, именно так большинство из нас представляет себе обитателей древнего каменного века — палеолита. «В самом деле, — рассуждаем мы, — что тогда было? Дикость, первобытность, вонючие шкуры...»

Я тоже так думал каких-нибудь двадцать лет назад. Тоже был человеком не-помнящим-родства, высокомерно поглядывающим во мглу минувших тысячелетий.

ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ

Двадцать лет назад журналистская работа в первый раз привела меня в Институт археологии АН СССР, где я познакомился с молодым ученым JI. Кольцовым. (Недавно мы с доктором исторических наук Львом Владимировичем Кольцовым вспоминали те годы.) Он рассказал тогда историю, крепко запавшую мне в душу.

Его специальность — палеолит и мезолит. Эпоха в жизни человечества, протянувшаяся на сотни тысячелетий и отделенная от нашего времени десятками тысяч лет.

На огромной территории между Волгой и Окой он и его коллеги искали следы деятельности людей в те далекие времена.

Жизнь археологов-разведчиков напоминает жизнь тех, кого они изучают. Тоже кочевники, тоже живут на временных стоянках, те же реки, ручьи струят перед ними свои воды, те же звезды светят им по ночам...

Кольцов жаловался, что наши пращуры всегда располагались по берегам рек, на песчаных откосах, именно там, где не остается ничего, кроме камня. Чрезвычайно трудно было Кольцову представить себе облик палеолитических людей, населявших некогда эти места.

Но однажды, словно по невиди-