Техника - молодёжи 1982-07, страница 63Экскаваторщик немедленно прекратил работу и сообщил о находке в областной краеведческий музей. А уже на следующий год сюда прибыла экспедиция АН СССР во главе с крупнейшим исследователем палеолита профессором Отто Николаевичем Ба дером. Несколько лет спустя он обнаружил захоронение хозяина стоянки, получившего с тех пор имя Сун-гирца. Такая находка — событие редчайшее, научная сенсация, тем более что Сунгирец оказался похороненным вместе с целым «музеем» орудий, украшений, оружия. В его могиле, засыпанной по ритуалу красной охрой, кроме всего прочего, было обнаружено великое множество бусин из бивня мамонта. Они лежали в могиле, образуя контур костюма, который был когда-то ими украшен сверху донизу. Реконструкция одежды нанесла сокрушительный удар по представлению о «вонючих шкурах». Это был удобный, элегантный меховой костюм: куртка с капюшоном и цель но сшитые брюки-сапоги. Бусы из бивня мамонта, подвески и орнамент из клыков песца допол- Готовое каменное рубило, изготовленное специалистами из группы С. Семенова. няли украшение. В наше время такое одеяние наверняка заработало бы немало призов на конкурсах в самых модных салонах. Этнографы помогли Отто Николаевичу найти современные аналоги костюма у атабасков — индейцев, населяющих самую северную часть Нового Света. Но больше всего поражают воображение сами бусины^ Их три с половиной тысячи! В ленинградской лаборатории профессора С. Семенова был проведен эксперимент: установлено, что для изготовления одной бусины требовалось до сорока пяти минут. А на три с половиной тысячи бусин пришлось бы потратить целый год (при нашем семичасовом рабочем дне). Мог ли человек позволить себе подобную трату времени при тяжкой, примитивной, как было принято считать, жизни? Ведь комплексная экспедиция на Сунгире сделала однозначное заключение: климат тогда был суровый. Здесь простиралась лесотундра. Люди жили охотой, селились в небольших поселках, в жилищах, наполовину заглубленных в землю. Но они, несмотря на столь суровый образ существования, не жалели ни сил, ни времени, чтобы окружить себя красивыми предметами быта, чтобы сделать подлинные произведения искусства. А когда доктор исторических наук М. Герасимов создал скульптурный портрет Сун-гирца по черепу (то была последняя работа ученого-скульптора), мы увидели лицо сильного, умного, абсолютно современного человека... Антрополог, профессор Г. Де-бец, объяснил: «Это был гомо са-пиенс, такой же, как мы. В полной мере. Ведь современный человек «состоялся» минимум семьдесят тысяч лет назад. Сунгирец ни по уму, ни по эмоциональному богатству ничем не отличался от нас. И знал он не меньше нашего. Только знания его были другие». О. Бадер работал и в Каповой пещере. Это огромный палеолитический музей живописи. Фрески современников Сунгирца на стенах гротов и коридоров рассказывают обо всех сторонах жизни наших далеких предков. По свидетельству Анри Ло*а, палеолитическая живопись является прямой предшественницей современной реалистической живописи. Лучшие из этих произведений, по его мнению, не уступают шедеврам античности. КАМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Это сказал в первый раз Отто Николаевич Бадер, когда я с изумлением рассматривал огромные стенды, на которых демонстрировались собранные и систематизированные им орудия и оружие сун-гирцев. А потом перечитывал многостраничные «спецификации» этого палеолитического инструментария : ...миниатюрные наконечники, лавролистные наконечники, проколки, проколки с жальцем, режущие острия, клювовидные острия, резцы угловые, резцы косые, скребки, скребки-стамески и так далее. — «Каменная цивилизация». Термин этот, разумеется, не научный, но уж если большинство наших современников считает своих предков из палеолита «дикарями», то мы, несомненно, тем более вправе употребить образное понятие. А что оно означает, вы поймете, если побываете в Ленинграде, в лаборатории профессора Семенова. Я побывал. Сергей Аристархович Семенов тоже был археологом. Но необычным. В «досеменовскую» эпоху исследователи, столкнувшись с колоссальным разнообразием палеолитического инструментария, назначение которого в большинстве случаев было непонятным, старались хотя бы систематизировать их. Так появились в археологии термины: «пластинки с притуплённой спинкой», «килевидные», «дисковидные», «с выемкой», «тип клюва попугая», «тип лошадиного копыта», «тип сапожной колодки», «жезл начальника»... А для чего все эти орудия применялись, об этом в 99 случаях из 100 исследователи даже гадать не решались. Семенов не только решился, но успешно разработал и внедрил в практику научных исследований новый метод определения функционального назначения орудий. В его основу положен главный тезис исторического материализма о труде как решающем факторе формирования человека. Понять до конца людей далекого прошлого можно, лишь разобравшись досконально в их орудиях. Метод Семенова состоит из двух частей. Первая: археомикротрассо-логические исследования. С помощью микроскопа и фотоаппарата ученый получает снимок орудия с ясно видимыми следами (трассами), оставленными тем материалом, который подвергался обработке. Отсюда один шаг до определения функционального назначения многих «знакомых незнакомцев». Однако Сергей Аристархович не остановился на этом. Вторая часть его метода: экспериментальное моделирование трудовых процессов. Каждое лето из Ленинграда выез- 60
|