Техника - молодёжи 1982-11, страница 18

Техника - молодёжи 1982-11, страница 18

Сразу же после войны началась разведка недр в верхнемеловых отложениях. В 1956 году усилия буровиков увенчались успехом: в зоне Терского и Сунженского хребтов, протянувшихся на 150—200 км( был получен первый фонтан из мезозойских пластов. Началось интенсивное разбуривание скважин глубиной от 2,5 до 5 тыс. м. Многие из них явились уникальными.

С разработкой верхнемеловых отложений начался новый расцвет нефтедобывающей промышленности Чечено-Ингушетии. Грозный получает прочную основу для развития нефтепереработки и нефтехимии. Город становится кузницей кадров нефтяников. Его школу проходят крупные руководители, работающие в новых нефтяных районах. Опыт грозненцев перенимает Ухта, Сахалин, Башкирия и Татария, а с открытием месторождений Западной Сибири — Тюмень.

ДАЕШЬ СВЕРХГЛУБОКИЕ 1

Добыча нефти из верхнемеловых отложений дала Грозному второе дыхание. Однако запасов новой нефти хватило ненадолго.

В конце 60-х годов начинается резкий спад добываемого углеводородного сырья. Старый, обустроенный район, имеющий хорошую производственную и научную базу, оказался в трудном положении. Скептики заговорили об окончании жизни этого нефтеносного края. Ему отводилась роль переработчика кавказской нефти.

Однако существовало мнение, что нефть на территории республики есть, но на еще больших глубинах, чем ее до сих пор добывали. Речь шла о под солевых верхнеюрских образованиях, залегающих на глубине от 5,5 до 8 тыс. м и больше. Здесь-то, по прогнозам ученых, и была главная нефть Чечено-Ингушетии. Но это надо было доказать.

Задача встала исключительно серьезная. Требовалось заново исследовать наиболее перспективные площади, но уже на других, «космических», глубинах, в сложном положении оказались геофизики. Так, в

Один из каналов Алхаи-Чуртской системы в районе города Назрань.

Грозненский нефтяной институт — всесоюзная кузница кадров нефтяной промышленности.

Одна из пяти автоматизированных буровых вышек, ведущая сверхглубокое бурение на «подсолевой юре».

Около 600 скважин дают нефть в районе города Грозного. Часть из них оборудована такими вот автоматическими станками-качалками.

густонаселенных районах сразу же встал вопрос о переходе на невзрывные источники для проведения сейсмических работ — дело для грозненских геофизиков новое. Сложность задачи исследования глубоко залегающих структур привела также к тому, что традиционные методы обработки данных сейсморазведки пришлось на ходу заменять современными, более точными, с привлечением электронно-вычислительной техники. Иначе нельзя: слишком дорого могли обойтись ошибки геофизиков. Что и говорить, когда сверхглубокая скважина разбуривается годами и стоит несколько миллионов, вероятность ошибки геофизического предсказания должна быть сведена на нет.

В не менее трудном положении оказались и буровики. «Большая нефть» есть, но как добыть ее? Не было в стране более «сложных» пород, чем в предгорьях Кавказа. Грозненские пласты сплошь в разломах, разрывах, они сжимают вокруг скважины породу. Появляются зоны прихвата бурового инструмента, зоны то с аномально высоким пластовым давлением, то чрезмерно поглощающие глинистый раствор, используемый при бурении, и т. д. Пластовые давления до 1500 атм, высокие температуры (до 250° С), сама глубина, при которой резко увеличивается вес бурового инструмента и возрастают параметры процесса, — все это не могло не потребовать создания нового оборудования, как бурового и эксплуатационного, так и средств автоматизации. Нужна была коренная перестройка не только отдельных предприятий Министерства нефтяной промышленности СССР, но и смежных отраслей — металлургической, машиностроительной, приборостроения и средств автоматизации и многих других. Ведь, например, для создания долота, отвечающего требованиям глубинного бурения, требуется высокий класс машиностроения, а необходимость применения труб с пределом текучести вдвое большим, чем у выпускаемых серийно, ставит перед металлургами довольно трудную задачу.

Сначала ничего не было: ни современной буровой установки завода «Уралмаш» грузоподъемностью 400 т, автоматически ведущей бурение на глубине до 8000 м, ни приборов лаборатории А. Г. Бармин-ского «видящих» всю скважину сверху донизу, ни разработок СевкавНИПИнефти, сделавших возможным освоение и массовое бурение сверхглубоких скважин.

Штурм больших глубин Чечено-Ингушетии начался в 70-х годах. Разведка и бурение юрских горизонтов

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Кузница технологий и изобретений

Близкие к этой страницы