Техника - молодёжи 1979-09, страница 28РЕЛИНВИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ - ДОСТОЯНИЕ НАРОДА ных строений. О том, какую роль играли кузнецы в ту эпоху, достаточно красноречиво свидетельствует стародавнее название одной из центральных улиц Москвы — Кузнецкий мост. В конце XVII века на территории одной только нынешней Пушкинской площади находилось сразу 63 кузницы. Тогда же недалеко от Москвы, в Туле, задымили трубы знаменитых оружейных заводов. Умельцы, работавшие на них, не зря пользовались международной известностью — для того чтобы холодное и огнестрельное оружие было надежным, требовалось особенное мастерство. Недаром же легендарный «Левша» был исконным туляком! Шли годы, кузнечное дело совершенствовалось, расширялось. И если раньше мастера-одиночку, работавшего на одно село, сменили кузнецы, специализировавшиеся на определенных изделиях, то теперь такое разделение обязанностей коснулось всей страны. Поэтому тульские умельцы продолжали выделывать оружие, астраханцы выковывали булатные сабли и кинжалы, вологодцы снабжали флот якорями и гвоздями, муромцы поставляли на рынок скобяные товары, холмогорцы славились замками, павловцы — ножами и инструментами. А с начала XVII века, эпохи грандиозных петровских преобразований, в России складывается тяжелая промышленность, возникает и новый центр горнодобывающего и металлургического дела — Урал. Тогда же кованые изделия — уже чисто художественного свойства — нашли применение в градостроительстве. Особенно техника ковки развилась в XVII—XIX веках, когда в российских городах деревянные дома уступили место многоэтажным каменным громадам, а за городом помещики состязались друг с другом, воздвигая усадебные комплексы. Их окружали коваными оградами, балконы и окна украшали затейливыми решетками. И если сначала в архитектуре господствовали строгие формы, то начиная с 30—50-х годов XVIII века возникает характерный стиль русского барокко: решетки становятся пластичными, богато насыщенными декоративными растительными элементами. Тогда-то и были созданы знаменитые кованые решетки Петербурга, над которыми работали великие зодчие Растрелли, Фельтет, Риналь-ди, Кваренги, Воронихин, Росси, Стасов. Про ограду Летнего сада ходят многочисленные легенды. Вот одна из них. Купец Денисов взялся отковать ее <<на своих в Туле заводах» в 1772 году. Ему было понятно, что решетка, украсив одну из лучших магистралей Столицы, станет вечным Эти эскизы хвостовых молотов создал великий Леонардо да Винчи. Общий вид кузницы'с рычажным хвостовым молотом, работающим от водяного колеса. Цифрами обозначены: 1 — молот, 2 — водяное колесо, 3 — горн, >4 — воздуходувные мехи, приводимые в действие кулачковым валом, соединенным с водяным колесом. Молотовый цех Тульского завода XVII в. Справа — кузнец, обрабатывающий заготовку среднебойным молотом. Над ним — «отбой» — упругая деревянная доска, после удара о которую молот приобретает дополнительную энергию при движении вниз. Еще выше — рукоятка щитка, регулирующего скорость потока, который вращает водяное колесо.
|