Техника - молодёжи 1979-09, страница 30лий находится в распоряжении Государственного Исторического музея. Здесь можно увидеть наконечники стрел, топоры, сельскохозяйственные орудия и высокохудожественные де-коративно-прикладные изделия XVII—XVIII веков. С большим искусством русские кузнецы делали и флюгера. Например, железный флюгер с шатра Владимирской башни Китайгородской стены XVII века сделан в виде куста с птицами. Их плоские стилизованные головы с длинными клювами причудливо переплетены с листами и веточками. На вершине же ние технических приемов ручной художественной ковки имеет большое государственное значение. Ведь при проведении реставрационных работ по созданию туристско-экскурсионных комплексов — таких, как «Золотое кольцо», Владимиро-Суздальский заповедник, Кижи, Соловки и др. — невозможно воспроизвести неповторимую красоту и гармонию наших русских городов и сел, монастырей и усадеб, не воссоздав там национально-русской архитектуры с коваными оградами и крылечками, воротами и фонарями, не оснастив строения характерным спицы восседает крупная объемно-кованая птица с распростертыми крыльями и широко расставленными когтистыми лапами. Эта изящная композиция хорошо смотрелась на фоне голубого неба. Замечательная коллекция светцев представлена в собрании Государственного Русского музея в Ленинграде. Здесь можно познакомиться с творениями русских кузнецов XVII—XIX веков, а в музее Ленинградского горного института экспонируется железная пальма, выкованная всего за две недели донецким кузнецом А. Мерцаловым из одного куска рельса с помощью только молота и зубила. В 1896—1898 годах пальма демонстрировалась на Всероссийской промышленной выставке как реклама Юзовского завода, а в 1900 году в Париже получила Гран-при. С каждым годом растет интерес к кузнечно-художественному искусству, о чем свидетельствует проходившая в Москве в мае 1978 года первая выставка мастеров по металлу. На ней было представлено около 100 работ умельцев из Тотьмы, Плисецка, Суздаля: подсвечники, светцы, сечки с красивыми завитками и гравировкой, кронштейны и жиковины. Всеобщее восхищение вызывали кованная из одного куска железная роза (автор Зуев), ножи и топоры из булатной стали (автор Басов). В связи с этим следует отметить, что сохранение исторических памятников кузнечного дела и возрожде- интерьером. Задача эта довольно сложная, ибо уже утеряны старинные технологии и приемы. Вместе с мастерами ушли их секреты и «тонкости» ручной ковки. Иной раз возникает анекдотическая ситуация — колхоз обращается на завод за подковами, но рабочие, не зная, как их ковать, прибегают к фрезеровке! А в реставрационных мастерских, восстанавливая элементы кованой ограды, просто * вырезают из листа железа похожую форму и приваривают к ограде Кузнецов художественной ковки со специальным образованием, к сожалению, единицы; нет и расценок, по которым можно было бы оценить эту работу. Правда, в Московском высшем художественно-промышленном училище (МВХПУ), на факультете промышленных искусств студенты изучают основы художественной обработки металлов Они овладевают различными приемами работы и технологией обработки металлов, чтобы в дальнейшем использовать их в своем творчестве и при реставрации старых образцов. И все-таки кузнецов-мастеров у нас очень мало! С горечью и разочарованием пишет о своей идее возрождения древней профессии металлург, исследователь и мастер дамасской и Различные предметы народного быта, созданные умельцами XVII —XIX вв> Изящные жиковины — непременный атрибут дверей и ворот — кажутся невесомыми...
|