Техника - молодёжи 1979-09, страница 29Такими были механизмы, действовавшие на металлургических заводах, созданных в эпоху петровских преобразований. памятником тульским умельцам Самые искусные кузнецы любовно взялись за это сложное и ответственное дело. «Они не из-за корысти забраковали казенное железо, а только потому, что оно явилось неспособно и в тяге неуравнительно». По настоянию туляков был выписан металл из Сибири. Но вспыхнула крестьянская война под руководством Е. Пугачева, перекрывшая заволжские дороги, и доставку грузов пришлось задержать. Да и потом сроки затягивались: ведь каждое из 32 звеньев решетки весило 112,5 пуда. И такую тяжесть следовало доставить в Петербург на подводах. Какого труда стоила ручная ковка, названная «самой чистой против чертежа и модели сходственною работою», свидетельствуют даты: все работы были закончены к 1778 году, но медные украшения — вазы и урны для колонн — петербургские мастера ковали до 1784 года. Решетка Летнего сада считается лучшей декоративной оградой в мире. Любопытно, что в 20-х годах американские бизнесмены предлагали за нее сотню паровозов, но А. В. Луначарский от имени Советского правительства отверг эту сделку несмотря на то, что молодая республика очень нуждалась в технике. А однажды в Ленинград приехал пожилой, знатный англичанин. Усевшись на раскладной стульчик, он впился глазами в стройные контуры решетки и попросил оставить его одного. Так неподвижно просидел он до утра, любуясь, как меняется металл в призрачном свете белой ночи. Утром старый лорд сказал: «Больше мне ничего не надо. Теперь я могу спокойно умереть. Я видел чудо, совершенство красоты и гармонии». Из архивных документов известно, что тульские кузнецы-оружейники выполняли заказы и для Царского Села. Решетка и парадные ворота Екатерининского дворца были со браны из сотен деталей, причем каждая из них расписана тончайшим узором, на бронзовых частицах выгравированы стилизованные веточки и розетки разных очертаний. И все они переливаются золотом чеканки. Особую и оригинальную группу кованых решеток и оград составляют ограды Москвы середины XVIII века. Характерной их чертой, как и вообще искусства того времени, является сочная декоративность и нарядность: массивные столбы удачно контрастируют с легкими, игривыми железными украшениями. Во второй половине XIX века в архитектуре городских особняков таких крупных городов, как Тула, Ярославль, Тверь, Калуга, Владимир, Суздаль, старинных уральских и сибирских центров — Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Омске, Красноярске, Чите, Иркутске, Тобольске и др. большое распространение получили изделия из кованого железа — козырьки подъездов, ограды, фигурные решетки балконов, кронштейны фонарей, калитки и ворота. Ажурный металл обогащал форму зданий, придавал изящество всему комплексу. Однако, как бы ни были долговечны старинные кованые изделия, созданные русскими кузнецами-художниками по рисункам великих зодчих и собственным воображением, они постепенно приходят в ветхость и незаметно исчезают. В Мос- Древние греки были уверены в том. что труду кузнецов незримо покровительствуют боги. кве, Ленинграде, в других городах Центральной России, Урала и Сибири ломают старые дома и особняки, сносят церкви, а вместе с ними исчезают великолепные ограды и ворота, балконные реЩетки, кованые кронштейны и перила. Так мы теряем уникальные образцы высокого творчества русских архитекторов и кузнецов-художников. Исчезают изделия, представляющие большой исторический и художественный интерес, заслуживающие глубокого внимания и изучения как великое культурное наследие, впитавшее бессмертные традиции русского национального искусства. Поэтому наш долг — защитить исторические памятники кузнечного дела. Недаром же еще в 1923 году на основе декрета Совнаркома от 5 октября 1918 года, подписанного В. И. Лениным, в селе Коломенском был создан историко-архитектурный музей. В настоящее время там находится постоянно действующая выставка «Русское кованое и просечное железо», где представлены предметы кузнечного искусства XVI—XVII веков, детали наружных украшений дворцов, палат, церквей — флюгера, навершия, различные дверные кольца, петли и скобы. Большая коллекция кованых изде- Мастер производственного обучения Александр Скворцов с удовлетворением рассматривает дипломные работы своих учеников. Кованый железный флюгер, украшавший шатер Владимирской башни Китайгородской стены в Москве (XVII в.). |