Техника - молодёжи 1979-09, страница 31Металлическая ветка-кронштейн — образец искусства русских кузнецов XVII в. Даже не верится, что эти причудливые ветки, украшенные цветами, сделаны из ме-|*алла! ь булатной стали Вячеслав Басов. Он 8 лет был реставратором в Суздальском музее и тратил все свое свободное время на возрождение древнерусского ремесла. На свои деньги построил при музее отличную реставрационную мастерскую, сам сложил уникальной красоты кузнечный горн из «булыги», который до сих пор стоит в музее. И что же? Ныне уникальная мастерская закрыта. И все-таки не стоит считать, что все потеряно. В начале 1978 года Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры принял решение создать комплекс кузнечного дела с действующими кузницами и мастерскими. По нашему мнению, необходимо возродить производство кузнечного железа в небольших дом-ницах до метра высотой, используя в качестве сырья местные болотные и речные руды — лимонит. Они распространены во Владимирской, Костромской, Ивановской областях ho берегам речек и даже на поверхности почвы. Особенно большие залежи лимонита находятся во Владимирской области на реке Ун-же: там когда-то был железоделательный завод и даже теперь на песке встречаются глыбы руды весом до 0,5 кг. Производство из этой руды губчатого железа несложно, а качество его весьма высоко и напоминает технически чистое железо. Для получения 3—4 кг губчатого железа, как показал опыт, требуется всего 1,5—2 часа, а в день в одной домнице можно сделать 3 плавки в смену на глазах у туристов. Таким образом, кузнецы возрожденной слободы смогут работать на 60—70% на «своем» материале, варя сталь, начиная с древнейшей и кончая дамасской, булатной, баташовской. Это интересно увидеть и туристам. В кузнечной слободе на глазах у туристов будут возникать декоратив-но-художественные изделия с насечкой, инкрустацией, гравировкой, золочением и серебрением, здесь же станут работать чеканщики по меди и латуни, реставраторы, творцы сувениров и памятных знаков. Нам не придется открывать очередную Америку — в Болгарии, в селениях Родоны и Этьер есть действующие музеи, где туристы могут видеть, как древним способом выде-лываются знаменитые болгарские ковры и удивительная по красоте посуда. В Польше, в Кракове, студенты-металлурги у всех на виду получают древним способом губчатое железо в высоких домницах без дутья. Британский музей показывает возрожденные процессы получения кричного железа и цветного художественного литья. Иг_у нас, в неко торых кавказских аулах процветают старинные ремесла. В Кубачи, в Дагестане, хорошо развиты злато-серебряное дело, гравировка, чеканка и ковка посуды. А в Российской Федерации кузнечное искусство практически совсем исчезло, нет кузнецов художественной ковки, упрощена вся реставрационная работа. Да и идея восстановления кузницы в древнем Суздале почему-то не нашла поддержки. Неужели это совсем не нужно? Не забывайте и о чисто материальной стороне дела — один лишь кузнечный комплекс, создающийся ныне в Гаврило-ве-Посаде, сможет получать массу заказов на изготовление кованых художественных изделий для оформления кафе, ресторанов, домов отдыха, пансионатов и санаториев. Там же могут повышать квалификацию кузнецы-художники из высших худо-жественно-промышленных училищ Москвы и Ленинграда, из реставрационных мастерских древних русских городов. Но, конечно, было бы ошибкой превращать их в производителей «ширпотреба». Наряду с воссозданием кузнечных комплексов необходимо сохранять памятники кузнечной науки и техники. Всего несколько лет назад на Урале снесли последний хвостовой молот с приводом от водяного колеса: когда-то такие агрегаты работали на знаменитых тульских, уральских, петербургских и других заводах, где ковались заготовки для всей страны и даже на экспорт. Но сейчас не найдешь не только оборудование старых кузниц, цехов и мастерских времен Петра I, но и оборудование периода первых пятилеток. Все безвозвратно потеряно! Зато в ГДР, Болгарии, Польше в музейных комплексах демонстрируются мастерские XV—XVIII веков, действовавшие еще во времена Леонардо да Винчи, Паскаля, Колумба! * * * Учитывая актуальность этой проблемы, Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в начале 1978 года направил письмо своим республиканским, краевым, областным, городским отделениям с рекомендациями взять на учет старое кузнечно-прессовое оборудование и технологическую оснастку, ручные кузницы, предметы кузнечного деко-ративно-художественного искусства, а также различные документы и фотографии, относящиеся к истории развития кузнечного производства. Мы надеемся, что эта статья и иллюстрации к ней помогут молодежи увидеть красоту художественных изделий из металла, внимательней отнестись к наследству старых мастеров, чтобы принять активное участие в сохранении памятников старинного кузнечного дела.
|