Техника - молодёжи 1982-01, страница 32

Техника - молодёжи 1982-01, страница 32

В августе 1980 года по инициативе ветеранов Министерство речного флота РСФСР приняло решение об организации в Горьком Музея речного судостроения и судоходства, революционной, трудовой и боевой славы речников и судостроителей. Однако прошло полтора года, а Горьковский горисполком еще не предоставил помещения для музея, который должен стать хранилищем моделей речных судов, образцов механизмов и сооружений разных времен. Фонды достаточны, чтобы развернуть широкую экспозицию, посвященную людям, создававшим и осваивавшим новую технику на разных этапах развития флота, речникам, сражавшимся на многих бассейнах в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

К сожалению, дело организации столь нужного музея пока остановилось, как говорится, на мертвой точке...

4. КАК СОЗДАВАЛСЯ НАШ МУЗЕЙ

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ, общественный директор Музея истории Ленского флота, г. Якутск

А до этого были сданы на слом «Коммунист» и «Красносибирец» (бывшии «Св. Тихон Задонский», спущенный на воду в 1866 году). «Лена», построенная в 1875 году, была порезана в Жатае в канун своего столетия. А ведь еще в 1969 году вышло постановление «О сохранении легендарного парохода «Лена» как исторической реликвии и установке его на вечную стоянку». Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стали уникальные чертежи этого парохода. Я обнаружил их в куче архивных материалов, предназначенных для уничтожения. Я написал о находке в газеты, высказав мысль, что нельзя так относиться к нашему прошлому, напечатал обращение к молодежи и ветеранам, ко всем, кто неравнодушен к истории Ленского флота.

После этого при пароходстве был создан совет музея, сотрудники речного училища помогли организовать судомодельный кружок, в котором и была создана основа экспозиции — модели ленских пароходов. Работали мы днем и ночью. Сами оформляли стенды, причем фотографии заимствовали из моей коллекции — в 1978 году она насчитывала до 700 снимков, десятка два чертежей старых, уже списанных пароходов, документы, воспоминания ветеранов. Стоило только поискать, и немало экспонатов нашлось на чердаках училища и на некоторых судах.

Большую помощь оказали нам ленинградец, почетный полярник С. Попов; бывший начальник пароходства, Герой Социалистического Труда П. Иванов; капитан дальнего плавания Л. Шар-Баронов;

старые речннкн А. Захаренко, И. Дмитриев, С. Шахурдин и другие.

И вот музей открыт! На его стендах — материалы о казаках-первопроходцах, об истории Ленского судоходства, о труде речников в наши дни В будущем тематическим разделам мы отведем отдельные залы, создадим передвижные выставки и, конечно, постараемся обзавестись старинным пароходом»

Еще в 1980 году для размещения юбилейной экспозиции, посвященной 126-летию пароходства, мы на время получили списанный пароход «Сухона». Не нахожу слов для описания того, что я увидел, впервые побывав на нем. Стекла выбиты, дверей нет, повсюду плещется мазутная вода, оборудование снято.

Помчался в пароходство, уговаривал, писал всевозможные прошения — начали наконец ремонтировать «Сухону».

Есть у нас и планы на будущее. Держим на примете четыре пассажирских парохода, срок службы которых заканчивается в ближайшее время. По нашему мнению, хоть один из них стоит сохранить — в память о судах, некогда бороздивших просторы Лены, в память о славном прошлом края.

Завершая разговор о судах-памятниках речного флота, редакция надеется, что читатели включатся во всесоюзный поиск реликвий речного судоходства, а сотрудники Министерства речного флота РСФСР и Министерства культуры СССР сумеют решить вопрос создания Центрального музея речного судоходства и судостроения.

Интереснейшей истории Ленского флота почему-то долгое время не уделяли должного внимания. Печать обращалась к этой теме редко, специалистов-историков практи чески нет» да и в местном краеведческом музее речной флот был отражен довольно слабо.

Мысль создать музей Ленского пароходства появилась у меня в 1973 году, когда я побывал на лежащем у берега теплоходе «Первая пятилетка». Долго бродил я по заброшенному судну, трогал позеленевшую медь дельных вещей, заглядывал в огромное машинное отделение... Через год этого судна не стало.

Один из последних снимков лучших в мире пассажирских теплоходов «Михаил Калинин» и «Парижская коммуна» (до революции они назывались «Баян» и «Иван Грозный»), Первый превратили в общежитие рабочих гравииного карьера, а второй должен стать плавучим домом отдыха. Надолго ли...