Техника - молодёжи 1979-06, страница 31

Техника - молодёжи 1979-06, страница 31
РУЛЬ МАШИНЫ -В ИСКУСНЫЕ РУКИ

КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В целях дальнейшего развития автомобильного спорта в СССР, улучшения подготовки водителей и привлечения молодежи к научно-техническому творчеству Главное управление ГАИ МВД СССР совместно с редакцией журнала ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи» проводит конкурс под девизом «Руль машины — в искусные руки».

Было решено, что на конкурс принимаются работы по двум тематическим направлениям.

1. Создание конструкций простейшего автомобиля с движителями любого типа для эксплуатации в условиях учебного автодрома, а также различного оборудования, облегчающего и ускоряющего обучение любителей и профессионалов на автодромах.

2. Конструирование аппаратуры программированного изучения правил дорожного движения, создание тренажеров.

Наиболее интересные работы жюри конкурса отметит ценными призами. Лучшие разработки публикуются на страницах журнала. С некоторыми из них мы уже познакомили наших читателей. Инженер Игорь Стрегунин рассказал о конструкции автотренажера («ТМ». № 4, 1978), Вячеслав Кос-тычев — о микроавтомобиле «Пионер» («ТМ» № 6, 1978). С конструкцией аппарата для программированного обучения, созданного Т. М. Па-сениченко и П. Я. Язловецким в Черкасском государственном педагогическом институте имени 300-летия воссоединения Украины с Россией, мы познакомили наших читателей в 7-м номере журнала за 1978 год.

Интересную разработку — тренажер-приставку к «настоящему» автомобилю представил ленинградец М. В. Дьяков («ТМ» № 12, 1978). Публикация материалов продолжена в 3-м номере за 1979 год сообщением об электроавтомобиле, созданном тульским умельцем И. И. Ивановым.

Интересное предложение прислал самый юный участник конкурса ученик 6-го класса из Алма-Аты Герман Трушин. Созданный им тренажер действует на принципах, заложенных в детскую игру «За рулем». Изменения коснулись лишь некоторых элементов. Вместо вращающегося диска применена натянутая на ролики тонкая ре

зиновая лента. При включении зажигания и выполнении других привычных для водителя операций машина движется при помощи упомянутой ленты, на которой нарисованы шоссе, дорожные знаки, разметки. Навстречу автомобилю начинают двигаться установленные на резиновой ленте-дороге картонные машины, пешеходы, знаки. Они установлены на ленте при помощи пружинных креплений, которые и возвращают макеты в первоначальное положение, если юный водитель ненароком «наедет» на них. Здесь Герман применил устройство, описанное в тренажере М. В. Дьякова (см. «ТМ» N« 12, 1978).

Редакция отмечает активность своих читателей, благодарит за присланные письма и ждет новых оригинальных решений.

Идя навстречу пожеланиям читателей, жюри приняло решение продлить сроки конкурса до 1 января 1980 года.

Еще раз напоминаем, что участвовать в конкурсе могут не только отдельные лица, но и коллективы КБ, научных обществ, станций юных техников и т. п. Материалы, представленные на конкурс, должны содержать подробное техническое описание, необходимые чертежи, схемы, фотографии и данные об авторах разработок: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий и адрес.

Итак, конкурс «Руль машины — в искусные руки» продолжается.

МУЗЕЙ МИРА

Продолжение. Начало на 11-й стр.

Он войдет под своды Музея мира в качестве зрителя и ученика, а выйдет в жизнь ее активным и мудрым преобразователем.

На рисунке А. Д. Князева, кандидата архитектуры из Новосибирска, «Площадь перед Музеем» (1-я стр. обложки). смелой рукой архитектора-фантаста изображена панорама города будущего. Многочисленные здания административного центра — сферические, купольные, кубические формы, высокая набережная, мост монорельса через реку, шоссе, уходящее под поверхность городских площадей... Несколько монументов вздымаются над городом: шпили, арки, витые лепестки-крылья и даже звездчатый объем на крыше Академии наук. Все они сооружены из цветных синтетических сплавов и яркой пластмассы. А на переднем плане, окаймленная изгибом скоростной магистрали, расположилась круглая музейная площадь с символическими скульптурными композициями-памятниками. В центре — «Огонь жизни». Каменные пламевидные извивы поднимаются к небу, лучи на мостовой радиально разбегаются в стороны от цветка-костра. Чуть дальше — кристаллы и ядра монумента «Микромир», правее — иронически шутливое изображение Земли на черепахе (отголосок древних космогоний), земноводный дракон-стихия бросается на планету, над

которой взвивается, подобно ступеням головокружительного прогресса, цепочка перевернутых пирамид. Но главное сооружение «Путь к небу» — три вертикальных луча звездного света, обвитых спиралями диалектически развивающихся науки, искусства, техники и летящими сферами миров, эпох, народов...

Войдем внутрь Музея. Второй рисунок (на стр. 10) представляет собою его интерьер и мог бы называться «Сеанс воспоминания». Перед глазами проходят образы мировой и космической истории. Принцип полиэкрана позволяет прибегнуть к ассоциативному воздействию на зрителей, «развернув» основной изображаемый сюжет в разных смысловых направлениях. Нижний ярус купольного круглого зала, общая высота которого 30— 35 м (см. схему на стр. 11), посвящен древнейшему периоду человеческой культуры. Справа на вогнутой стене появляются и исчезают «строки» с неолитическими изображениями людей (в позах адорации), поклоняющихся звездам, зороастрий-ских священных собак, ассирийских крылатых грифонов. В центре полукольцом застыли голографические изображения древних скульптур, олицетворяющих различные религиозно-космогонические системы древности: Шива и бодисатвы инду-со-буддистов, неподвижные божества египтян, крылатые легкие боги эллинов и массивные небесные существа урартийцев.

На среднем ярусе, хорошо видимом с балкона, проходят докумен

тальные кадры эпопеи, в которой воплотились вековечные космические устремления землян. Художник показывает нам лишь условные формы инопланетного пейзажа, монстров, посланцев Земли в космическом корабле и на исследовательских планетоходах. Еще выше, под куполом Музея, так, будто само небо используется под экран, разворачиваются эпизоды «Космического гимна землян» — «кинур-гического» общепланетного действа будущего. Как наши потомки будут провожать астронавтов в космос? Мультимедия, взрывы цветомузы-кальных аккордов и пляска лазерных лучей под небосклоном! Все-объемлемость торжества и священность ритуала — вот мнение художника.

А в другие часы помещения Музея будут заполняться учащимися всех возрастов, получающими важнейшие знания из различных областей в принципиально новом процессе обучения — сотворчестве. Пусть программы этого курса все-обучения не написаны пока даже фантастами, а способ обобщения и научно-художественного воплощения разнороднейшего материала всемирного знания остается неведомым. Ясно одно: Музей мира возникает, чтобы помочь человеку стать самим собой, осознать свою подлинную природу и свое величие, понять цель своего существования в космосе и приблизиться к ней.

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ, искусствовед

29