Техника - молодёжи 1982-11, страница 21

Техника - молодёжи 1982-11, страница 21

ных. Экономия в год составила около 7 тыс. т топлива (примерно 70 тыс. руб.). Но одной экономией выгоды применения термальных вод не исчерпываются. Ведь использование их в этих целях безвредно для окружающей среды, чего не скажешь о традиционных видах топлива, применяемого в котельных. Стоимость тепла при этом значительно ниже. Да и расточительно сжигать «ассигнации» в виде мазута, если можно обойтись даровой энергией подземелья.

Сейчас в республике работают 18 скважин, специально пробуренных для использования термальных вод, и 8 восстановленных из ранее ликвидированных нефтяных забоев. Глубинное тепло Земли применяется для обогрева жилых домов, школ, больниц, административных зданий, в бальнеологических и технических целях. Зимой используется более 30 тыс. куб. м термальных вод в сутки, летом — до 5 тыс. куб. м.

Глубинное тепло, как известно, весьма ценный и перспективный источник энергии. По мнению специалистов, в ближайшие 50 лет тепло недр нашей планеты, как источник получения энергии, может оттеснить на второй план привычные виды топлива. Главное преимущество подземных теплоносителей по сравнению с другими источниками тепла состоит в их возобновляемо-сти. Запасы их практически неисчерпаемы. Особенно перспективна для развития геотермики территория нашей страны. Возможность ежесуточного извлечения термальных вод и пароводяных смесей, по прогнозным оценкам Всесоюзного института геологии, составляет соответственно 92 млн м3 и 430 тыс. т. Полное использование их позволило бы сэкономить до 50 млн. т условного топлива и 5 млрд. куб. м водопроводной воды в год.

Проблем здесь много. Одна из них — практическая реализация так называемого «подземного ' котла». Принципиальная схема его предусматривает поступление термальных вод из глубинной скважины в теплообменник, нагрев обычной холодной водопроводной воды до нужной температуры и обратная закачка исходного теплоносителя в пласт. Преимущества «подземного котла» несомненны. Если же учесть, что такие крупные города, как Грозный, Махачкала, Нефтекумск, расположены на нефтяных месторождениях, находящихся в поздней стадии разработки и заполненных миллионами кубометров горячей (140—150"С) воды, а также имеющих ранее пробуренные скважины, действующие насосные и трубопроводы, то проблема отопления крупных жилых массивов подземным теплом становится не такой уж фантастической.

Сейчас в Грозном проводится работа по анализу и практическому использованию вод, используемых ранее для обводнения пластов верхнемеловых отложений (3750—4500 м от поверхности) на Старогрозненском нефтяном месторождении. За период 1970—1980 годы такой воды для стабилизации пластового давления было закачано в залежь 29,5 млн. куб. м. Термальная вода Старогрозненского месторождения при дебите 5000 м3/сут и температуре 100° С может быть использована в теплообменниках для нагрева холодной водопроводной воды. В случае успеха проекта (а ученые не видят в нем ничего нереального) сторонники широкого использования глубинного тепла Земли получат в защиту своей теории еще один очень важный аргумент.

«ЗОЛОТАЯ ЛОЗА»

Виноградарство и виноделие в Чечено-Ингушетии насчитывают почти 300-летнюю историю. Издавна здесь, в Наурском, Надтеречном, Шелковском и других районах, при особенно благоприятных почвенно-клима-тических условиях, возделывался виноград самых различных местных и европейских сортов — «рислинг», «ркацители», «сильванер».

Но подлинный расцвет этой важнейшей отрасли народного хозяйства начался лишь 20 лет назад, с созданием производственно-совхозного объединения «Чеченингушви-но». Около 30 тыс. га земель в республике отведено под «золотую лозу» — виноградники. 54 специальных совхоза дают теперь ежегодно до 100 тыс. т высокосахаристого, отборного винограда, идущего на изготовление отменных соков, столовых, марочных вин и коньяков, дегустационные качества которых давно завоевали всероссийскую и, не будет натяжкой сказать, европейскую известность. Итак, сто тысяч тонн винограда в год... Много это или мало?

Объективно говоря, в целом Чечено-Ингушетия не такое уж райское место для возделывания винограда. Климат во многих районах республики суров для нежиой виноградной лозы. Требуется обязательно укрывать ее на зиму, обваловывать грунтом. А по весне открывать. Трудоемкий и кропотливый процесс, занимающий много рабочих рук, требующий специального инвентаря и механизмов. Но их пока нет.

Почему же местные виноградари идут на большие затраты ручного труда? Чем тут хорош виноград? Ответ таков — он дает высокую сахаристость на почвах надтеречной поймы и предгорий. Сахаристость —

важнейшее качество для виноделия. Она здесь выше, чем в Крыму и Молдавии. Плюс к этому — местные почвы сообщают культуре, а точнее — виноградной кисти, особую вкусовую палитру. Отсюда и особенные марочные вина, и коньяки, и соки. И делать их надо побольше. Однако индустриальное направление виноградарства — это еще пока для республики целина. И поднимать ее надо расширенным фронтом, подключая науку, инженерную мысль, современную агротехнику.

И еще один очень важный аспект Чечено-Ингушского виноградарства. Главенствующее значение сейчас получает освоение песчаных земель, почти бросовых для остальных культур. Тут резерв — в поливе. Но главное вот в чем — опыт совхоза «Бурунный» показал, что виноградная лоза, выращенная на песках, не подвержена поражению филлоксерой.

Этот страшнейший бич виноградаря, адский клещ на корнях, поражает целые виноградные регионы, сотни и тысячи гектаров! Настоящая эпидемия... Эффективного противоядия филлоксере пока нет. В итоге вырубают целые плантации, сжигают лозу. Полное восстановление выкорчеванных плантаций — это десяток лет, не менее. Да и то с гарантией непредсказуемой.

А в «Бурунном» филлоксеры нет1 Пески отторгают ее. Вдобавок урожаи на них высоки, сахаристость сортов повышенная. Вот только наладить полив... Зона песчаного виноградарства растет год от года. Берутся в оборот склоны предгорий. Кстати, впервые в стране в Чечено-Ингушетии применен подпочвенный метод полива. Вода не идет на распыл, а подается прямо к корням. Так что сто тысяч тонн винограда в год — это лишь начальная цифра.

— Ну, может, на сегодняшний день оптимальная, — считает генеральный директор объединения Даут Магомедович Хаматханов. — А вот если бы под виноградом иметь 100—150 тыс. га (а цифра вполне реальная), да от науки побольше рекомендаций получать, да освоить бурунные пески, да широко применить механизацию, — так можно давать и двести тысяч тонн в год... И шестьсот! И миллион!.. Это реально.

Славятся в Чечено-Ингушетии вин-совхозы «Россия», «Червленый». Высокотехнологично, на высшем уровне оснащен винзавод «Наурский». Только последние годы он загружен наполовину. Не хватает сырья. Вся надежда на расширение площадей. На современный подход к перспективному делу. А дело для республики по большему счету — большое. Дело государственного масштаба!

2*

19