Техника - молодёжи 1983-07, страница 11

Техника - молодёжи 1983-07, страница 11

Алексеевич Раев, тридцать пять лет отдал монтажу. Был мастером, прорабом, начальником монтажного управления. Теперь руководит производственным отделом треста и к СТ-5 имеет самое непосредственное отношение: держит под контролем все инженерно-техническое обеспечение. Да и Вадим монтажник со стажем. Десять лет проработал ком-прессорщиком, мастером, прорабом. Монтировал крупнейшие установки по производству аммиака в Березниках, Ионаве, Гродно. Опыта ему не занимать, как не занимать его и тем, кто ведет сейчас монтаж установки СТ-5. Смотрю я на -то, как трудятся здесь монтажники, и мне почему-то спокойно за них. Ничуть не сомневаюсь, что свое дело они сделают, как и всегда, отменно.

Директор Института горючих ископаемых (ИГИ), доктор технических наук Андрей Анатольевич Кричко пристально следит за тем, как идут дела на СТ-5. Проблемой синтетического топлива он занимается более тридцати лет, с того самого времени, когда совсем молодым человеком пришел в лабораторию профессора А. В. Лозового, основанную в 1934 году. В этой лаборатории сформировалась советская школа гидрогенизации угля, то есть превращения его в жидкое топливо. Много воды утекло с тех пор. Однако и теперь коллектив лаборатории стабильный, творческий и, естественно, не раз за свои 50 лет существования омоложенный. Заведовал лабораторией и А. А. Кричко, когда в конце 60-х годов по инициативе министра угольной промышленности Б. Ф. Братченко вновь после некоторого спада развернулись исследования по гидрогенизации угля.

— Работу мы начали в двух направлениях: снижение давления в аппаратах гидрогенизации и поиски новых катализаторов, — вспоминает Андрей Анатольевич. — В целом это привело к удешевлению технологии. Вот так... Анализ показывает, что путь к энергетическому благополучию лежит через превращение угля в жидкое топливо. Путь этот неизбежен. Он связан с колоссальным ростом потребности цивилизации в

энергии, которая пока не покрыта ни добычей нефти и газа, ни электроэнергией, ни развитием ядерной энергетики. Между тем мировые запасы угля во много раз больше, чем нефти, и в ближейшем будущем он вполне может стать главным источником сырья для химической * топливной промышленности. Полоса энергетического «инфаркта», тряхнувшего капиталистические страны в 70-е годы, вплотную поставила проблему более эффективного использования твердых ископаемых — угля и сланцев. Необходимость крупнотоннажной переработки угля в жидкое топливо налицо. По этой причине и создается СТ-5. На ней можно будет проверить научно-исследовательские данные, определить наиболее оптимальные технологические схемы для переноса их на будущие, более мощные установки, а в дальнейшем — в промышленное производство миллионов и миллионов тонн жидкого топлива.

— Итак, отечественная технология превращения угля в жидкое топливо разработана. В чем же ее отличие, скажем, от зарубежной?

— Вся зарубежная технология основана на высоком давлении в аппаратах. Очень высоком! Порядка 600—700 атмосфер. У нас же процесс получения жидких углеводородов проходит при давлении 100 атмосфер. Ведь к чему приводит высокое давление? К необходимости создания громоздкой толстостенной аппаратуры. И не из какой-нибудь простой углеродистой стали, а из высоколегированной! 40—50 километров трубной «обвязки» на одной установке! Колоссальная металлоемкость. Представляете, что значит снизить давление в 7—10 раз?! Наша технология в два раза дешевле, чем та, которую предлагают нам западноевропейские фирмы.

— Значит, все-таки наша?

— И только наша! Мы должны базироваться исключительно на отечественной технологии, на отечественной индустрии по производству труб, аппаратов, машин. И они должны быть мощными, образцовыми. Таких запасов угля, как у нас, нигде на планете больше нет. Осваивать их нам сотни лет. Значит, нужна и своя угленефтехимическая индустрия.

Мы не должны ни от кого зависеть. Ни от каких истерических санкций, эмбарго... Наш уголек — это великая вещь!

...Все, что делается сегодня в ИГИ, нацелено на комплексное освоение богатых залежей горючих ископаемых в стране. В институте подготовлены десятки тщательно обоснованных программ по разработке и утилизации как бурых, так и каменных углей. Что же касается непосредственно канско-ачинских бурых, то две комсомольско-молодежные

бригады ученых (да-да, есть такие!) заняты разработкой пяти целевых программ специально по КАТЭКу. Тут, естественно, учтено и получение жидкого топлива. Установка СТ-5 тоже разработана здесь коллективным способом, как любит говорить Андрей Анатольевич. Это сугубо его термин.

— У нас коллективный труд. Знаете, как это приятно, когда все новейшие узлы отработаны вместе и вложены в установку?! Каждый что-то туда привнес.

Речь идет о СТ-5, о других перспективных делах, которые лежат уже на рабочих столах у»»еных ИГИ. Андрей Анатольевич продолжает:

— Да, главное пока — испытать. Ну а дальше? Дальше построить заводы на местах. Не возить же уголь по всей стране! А синтетическое топливо можно качать по трубе и сюда, на запад страны, и на восток. Как обычный бензин и солярку, по имеющимся трубопроводам.

— Ну а первый завод? Когда он будет построен?

— Первый?.. Надо собрать все, что есть, что мы тут «наизобретали» и сделали на заводах, и создать промышленный «модуль» эдак на три миллиончика тонн жидкого топлива...

Вот пустим СТ-5, прокрутим на разных режимах, подкорректируем... А проект завода на три миллиона у нас уже есть.

— А где он будет, завод?

— На западном крыле Канско-Ачинского бассейна. Думаю, на разрезе Березовский.

— Объясните, что такое СТ?

— Никакого секрета1 — смеется Андрей Анатольевич. — СТ — синтетическое топливо. Только и всего.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ГИДРОГЕНИЗАЦИИ УГЛЯ

Дробленый уголь обрабатывают водными растворами катализаторов и сушат в вихревых камерах при температуре 400°С (содержание влаги доводят до 1%), затем подают в мельницы и размалывают в муку. Отсюда он поступает а мешалки-ластообразо-ватели.

Насосы высокого давления подают готовую пасту в специальные печи,

где она подогревается до 390°С и смешивается с циркулирующим водород-содержащим газом, затем — в реакторы, где она насыщается водородом (гидрогенизируется); этот процесс окончательного превращения угля ■ жидкое топливо осуществляется в жидкой фазе при температуре 425°С и давлении 100 атм.

Потом наступает очередь сепарато

ров высокого и низкого давления. Они отделяют гидрогенизат от газов и шламов, он фильтруется и вместе с непрореагировавшими частичками угля и остатками катализатора опять поступает в цикл.

Для очистки сточных вод, загрязненных искусственными нефтепродуктами, применяются биологические очистные сооружения.

9