Техника - молодёжи 1983-07, страница 13

Техника - молодёжи 1983-07, страница 13

гы готовят школьников и студентов. Электронные приборы ставят диагноз заболевшему и строго следят за курсом лечения. Электроника полностью контролирует «индустрию развлечений» — от игральных автоматов до видеодисков или видеокассет. Словом, как пелось в шутливой студенческой песенке 20-х годов: «Нам электричество заменит всякий труд: нажал на кнопку — чик! — все тут как тут».

И вот здесь-то самое время задуматься, задавшись вопросом: а чем же будет заниматься в этом «электронном раю» его создатель — человек? Не окажется ли он лишней деталью в этом прекрасно отлаженном механизме?

Американский фантаст Курт Вон-негут-младший в романе «Утопия-14» дает утвердительный ответ на этот вопрос. В изображенном- там кошмарном обществе будущего на обслуживании всесильной электроники занято не более пяти процентов всего населения: специалисты-технократы, их семьи, прислуга, охрана. Остальные 95 процентов разделены на две части: половина с лопатами в руках выполняет, чтобы хоть как-то убить время, какую-то крайне малополезную работу, которую электронная автоматика могла бы выполнить гораздо лучше за считанные секунды; другая половина с оружием в руках стережет первую, чтобы люди не взбунтовались от каторжного труда.

Надо сказать, что пока еще ни один буржуазный философ, экономист, социолог не сумел придумать ничего альтернативного столь устрашающей картине. Это дает основания утверждать, что капиталистический способ производства в принципе несовместим с социально-

экономическими последствиями научно-технической революции. Ибо применение электроники дает сверхприбыль, по сравнению с которой судьба отдельного человека при капитализме ничего не значит. «Лишних» людей выбросят вон, как выбрасывают ныне за ворота предприятий новые и новые миллионы безработных.

Но действительно ли электроника делает человека «излишним»? Нет, это зависит только от общественного строя. Если производство ориентировано на прибыль любой ценой, тогда конечно. А если на максимальное удовлетворение .потребностей людей?

БУДУЩЕЕ ЗА ОБЩЕСТВОМ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТЫХ ЛЮДЕЙ

Итак, общество, построенное на гуманистических принципах...

Во-первых, здесь, конечно, потребуются люди, обслуживающие электронику. Даже Воннегут отводит на это около пяти процентов населения. На деле, видимо, потребуется вдвое-втрое больше. Во-вторых, гораздо больше сил целесообразно выделить на образование. Разве хорошо, что сейчас учителю приходится работать с группой ребят в 30—50 человек? Оптимальными с психологической и педагогической точек зрения были бы группы от 5—7 до 10—15 человек (смотря по характеру занятий). И желательно, чтобы рабочая неделя педагога была сокращена по меньшей мере вдвое: ведь ему так необходимо время для постоянного самообразования! А это значит, что на одном рабочем месте в детском саду, школе, вузе должно быть занято 3—5 человек. Кроме того, у каждого педагога должен быть десяток добровольных помощников, способных уделить несколько часов в неделю вспомогательным занятиям с учениками (экскурсии, игры, тренерство, ремесло и т. д.). Всего это займет, по приблизительным подсчетам, от четверти до трети совокупного рабочего времени общества (вместо нынешних нескольких процентов). В-третьих, общество должно уделить гораздо больше времени обеспечению важнейшего условия счастливой жизни людей — их здоровья. Безотказная во всех отношениях работа системы здравоохранения — чрезвычайно сложная проблема, и ее решением, видимо, будет заниматься не меньше людей, чем обслуживанием электроники. Наконец, в-четвертых, примерно столько же окажется занятыми в учреждениях культуры — в издательствах, кино и театрах, клубах, музеях, парках, на радио и телевидении.

Мы перечислили отрасли общественного производства, где никакая электроника не способна «подменить» человека, а может быть лишь подспорьем ему. Но есть и другие отрасли, где человек будет всегда работать бок о бок с электроникой. Например, в сфере управления и учета, в торговле, вернее, распределении (как консультант-товаровед), на разведывательных работах по дальнейшему освоению земной поверхности, глубин суши и океана, а главное — безграничного космического пространства. Если подсчитать человеко-часы, необходимые для оптимального функционирования этих и подобных им отраслей, приплюсовать к ним народное образование, здравоохранение и культуру, то получится, наверное, больше, чем сможет дать человечество при неизбежной в будущем достаточно короткой рабочей неделе. А это означает, что общественный строй, ориентированный не на прибыль, а на удовлетворение потребностей людей, и впредь, как и ныне, будет исключать безработицу) будет постоянно испытывать потребность в трудящихся.

Мы сказали: при достаточно короткой рабочей неделе (продолжительность которой, видимо, будет определяться оптимальными условиями эффективности той или иной разновидности труда и максимальным уровнем удовлетворенности каждого своим трудом). Почему? Потому что и рабочее и свободное время в обществе, о котором идет речь, будет ориентировано на одну и ту же конечную цель — на всестороннее развитие личности. Это требует не менее, может быть, даже более значительного, чем рабочее, свободного времени, которое Карл Маркс называл «простором для развития способностей». Постепенно принципиальные различия между рабочим и свободным временем в таком обществе будут, очевидно, стираться. Но сравнительно долго свободное время будет расти количественно (в часах) и «возвышаться» качественно (по характеру занятий).

Какого рода «возвышенные» занятия в свободное время мы можем представить?

Научно-техническое творчество в самом широком диапазоне — от любительского моделирования до создания новой научной теории. Такая работа уже сейчас не укладывается обычно в рамки рабочего времени: у выдающихся ученых, как известно, всегда ненормированный рабочий день. Между тем без научного творчества, без постоянной выработки качественно новой научной информации человеку никогда не удастся постоянно оставаться «хозяином» механики, авто-

11