Техника - молодёжи 1983-07, страница 15

Техника - молодёжи 1983-07, страница 15

«онироэффект» непосредственного сопереживания зрителя со всем происходящим на экране, в «обличье» любого из действующих лиц по вашему выбору. Сегодня вы, допустим, Клеопатра, переживающая последние мгновения своей жизни в объятиях Антония. А завтра — Наполеон, командующий войсками в азарте любого из сражений. Не жизнь, а фантасмагория в самом буквальном значении этого слова! Люди из «онирообщества» как бы добровольно погребли себя в гробах, под крышкой каждого из которых светится голубой огонек призрачной жизни.

Но все это может произойти только в бесчеловечном обществе, от которого бегут в «иной мир» с помощью наркотиков. В подлинном человеческом обществе телеэкран останется слугой, обеспечивающим свободу выбора зрелища, текстовой информации, личных контактов. Надо и интересно будет ходить и в школу, и на работу, и на свидание с любимой, и на встречу с друзьями. Потому что только в коллективе, только в условиях живого общения с себе подобными, только так, как это происходило десятки тысяч лет, может вырасти представитель вида гомо сапиенс.

КОМПЬЮТЕРУ — КОМПЬЮТЕРОВО, ОСТАЛЬНОЕ — ЧЕЛОВЕКУ

Не знаю, как вы, дорогой читатель, а я считаю довольно плохо, и для меня сущее мучение складывать, умножать, вычитать и делить колонки цифр. Всегда завидовал старым, опытным бухгалтерам, глядя, как под их рукой мелькают костяшки счетов. Но теперь больше не завидую. Веру карманный калькулятор и жму на его кнопки до тех пор, пока не получу итог.

Калькулятор — это предельно упрощенная модель ЭВМ, способной совершать множество счетных операций в сказочно короткое время. И так как комбинации разных цифр могут служить своеобразным шифром для «распознавания образа» той или иной (в принципе любой или почти любой) информации, то такого рода машина способна не только считать. Она способна напоминать, подсказывать, советовать, рекомендовать...

Самое простое, что она может сделать, — это рассчитать оптимум, точнее, наилучший вариант достижения какой-то цели с наименьшими затратами времени, средств, сил. Именно это позволяет компьютеру претендовать на роль «главного управляющего» заводом-автоматом, фермой-автоматом, системой автопилотов, автомашинистов, автошоферов на транспорте.

Но цели бывают разные. Они могут разниться одна от другой чисто количественно — по величине «машинного времени», необходимого на то, чтобы рассчитать оптимум. А могут разниться качественно, то есть находиться на качественно различных уровнях сложности. И вот тут-то человека подстерегает третья «голова дракона».

Вы задаете компьютеру программу рассчитать ваши маршруты на завтра так, чтобы успеть побывать во всех намеченных местах с наименьшей затратой времени (или, скажем, бензина). Вы задаете программу рассчитать меню на неделю или на месяц так, чтобы оно было предельно разнообразным, учитывало ваши вкусы, но не выходило, допустим, за рамки установленного денежного бюджета или «бюджета» килокалорий, сохраняющего стройность вашей фигуры. Такого рода программ можно составить тысячи, и все они — в пределах возможного для уже существующих поколений ЭВМ. Иными словами, все это уже делается.

Поднимаемся ступенью выше. Зададим программу посложнее. Ну, скажем, оптимального режима ухода за растениями (полива, внесения удобрений, облучения и пр.) на протяжении всего лета при тысячах разнообразных возможных вариантах погодных условий. Или, скажем, какие конкретно условия требуются для того, чтобы все рациональные потребности человечества в энергии (при прекращении гонки вооружений, разумеется) могли быть удовлетворены только за счет так называемых «чистых» источников энергии (солнце, ветер, речные потоки, морские приливы и отливы, разница температур, тепло подземных глубин и т. д.). Или какими именно мерами лучше всего предотвратить в высокой степени вероятный инфаркт или инсульт через какое-то время у данного, предрасположенного к ним пациента. Эти задачи носят уже количественно-качественный характер, и решить их гораздо труднее. Но и они постепенно начинают решаться.

Еще одной ступенью выше — к качественно-количественным про-, граммам. Например, как радикально изменить городской образ жизни людей по заранее заданным критериям. Или как развиваться экономике и культуре страны на годы и десятилетия вперед. Или как строить свои отношения с людьми, чтобы всегда оказываться в выигрыше, пусть даже за их счет... Стоп! Где-то незаметно перейдена черта, отделяющая гомо сапиенс, человека-творца, от человекообразного кибернетического организма с его особой системой ценностей, целеполагания, мотивацией

решений. Предположим, некий Ромео XXI века, отчаявшись добиться взаимности со стороны своей Джульетты, решает повторить жалкую низость Фауста, обратившись за «подсказкой», как приворожить любимую, к компьютеру десятого поколения. Но пока на дисплее развертывается исчерпывающая рекомендация, как добиться желаемого, мой Ромео вспоминает, что он гомо сапиенс, и вовремя останавливается, дабы не превратиться в «киборга», заложившего душу компьютеру. И, добавим, правильно делает, так как доведенная до отчаяния его домогательствами Джульетта в это же самое время «советуется» со своим компьютером, как избавиться от постылого претендента на ее сердце.

Кстати, сам автор по слабости характера вряд ли бы удержался в подобной ситуации от искушения прочитать на дисплее дельный совет. Он полагает также, что по различным причинам примерно таким же образом поступило бы большинство его читателей.

Но отвлечемся от любовных драм. Как же все-таки быть с качественно-количественными решениями? Неужели во всех случаях принципиально отказываться от столь соблазнительной помощи компьютера? Конечно, нет! Только тогда, когда это ставит под вопрос целостность личности человека, Че-ловека-Творца, Хозяина машины. Как видим, в дополнение к привычной человеческой этике, вероятно, наступят времена, когда придется создавать и развивать еще одну — этику отношений человека с машиной.

И уж конечно, решения на высшем, качественном уровне (не просто «как лучше», а «как иначе» и «почему иначе») во всех случаях должны оставаться за человеком. По заповеди: машине — машинное, человеку — человеческое.

Подытожим сказанное. Процесс комплексной механизации — автоматизации — кибернетизации общественного производства есть объективная реальность, не имеющая альтернатив в истории человеческого общества. В ходе развертывания научно-технической революции наших дней он дойдет до своего логического завершения. Телевизор — телепроектор — видеофон способен радикально изменить образ жизни людей, и, безусловно, сделает это. Компьютеры последующих поколений станут надежным помощником человека в решении сложнейших проблем. Но Человек останется Человеком. При условии существования в подлинно человеческом, коммунистическом обществе, которому также нет достойной альтернативы.'

13