Техника - молодёжи 1983-07, страница 56

Техника - молодёжи 1983-07, страница 56

ЗНАНИЙ ТАЙНЫЕ ИСТОКИ...

ВЛАДИМИР КАЗАКОВ, писатель, г. Саратов

...Могу не хуже всякого другого выполнить наной угодно занаэ.

Леонардо да Винчи

Легенды о великом Леонардо да Винчи — смесь правды, домысла и вымысла — закономерно повторяются почти в каждой книге о нем. Есть сведения неоспоримые — скульптура, живопись, рисунки. Леонардо да Винчи как конструктор и инженер — загадка потруднее. Современники видели в нем прежде всего гениального художника; об инженерном наследии Леонардо люди узнали в основном по его записям, много лет спустя после его смерти. Любопытно, что обо всех своих изобретениях Леонардо пишет лаконично, почти одними символами, собственное «я» у него как бы раздваивается. Почти нигде нет слов «я сделал», «я решил», «я нашел», зато бесчисленное количество раз повторяется: «исследуй», «проверь», «узнай», «сделай». Скромность?" Да нет, биографы этой черты характера у Леонардо да Винчи не наблюдают. Ведь запись г «Никому этого не открывай, и ты

превзойдешь всех» — принадлежит ему.

Возникает вопрос: все ли научные и инженерные идеи, приписываемые Леонардо, являются его единоличной собственностью? История науки знает, например, такой факт: многие изобретения, считавшиеся детищем Эдисона, в действительности представляли собой результат работы большого количества сотрудников его лаборатории или являлись вариантами уже существующих изобретений.

У Леонардо подобные сотрудники не отмечены, не описана лаборатория и не проявлен «колодец», откуда он мог черпать идеи. Но вдруг все это существовало? Давайте посмотрим, где он работал как инженер, кто всю его творческую жизнь был рядом с ним, но остался не оцененным потомками, не замеченным в тени гениального итальянца.

...Юный Леонардо, ученик художника Андреа Верроккьо, вместе' с приятелями любил ходить в «пещеру» — так называлась литейная мастерская «мага из Перетолы» Томмазо Мазини, невысокого коренастого человека с добродушным лицом и будто чужими на нем, темными пытливыми глазами. Они спускались под землю по множеству ступеней и попадали в мир, где реальное сливалось со сказочным, где далекое прошлое соседствовало с удивительным настоящим, где хозяин творил чудеса с огнем и железом.

В идеально круглом подземелье они рассаживались за круглым деревянным столом. Не было окон в стенах, не было отверстий, выходящих на поверхность, но воздух оставался свежим, напоенным ароматом луговых трав. В стальных кованых канделябрах горели

54