Техника - молодёжи 1983-07, страница 59жили фламандскую рукопись 1325 года, в которой есть эскиз подобной же конструкции геликоптера. Кто автор этого раннего эскиза, неизвестно. Однако отмечено, что Леонардо очень многое просто переписывал и перерисовывал из различных книг и рукописей, и если внимательно порыться в библиотеках, которыми он пользовался (например, в библиотеках Сан Марко и Санто Спирито), то в них могут найтись первоисточники некоторых рисунков и текстов Леонардо. Многие тайны и загадки биографии Леонардо да Винчи ждут своего разрешения. И мы ни в коем случае не умалим величие гениального флорентийца, если даже, проникнув в его творческую лабораторию, и обнаружим, что не все идеи и изобретения принадлежат лично ему, если в должной мере оценим и его соратника и соавтора — простолюдина Мазини. Отметим: некоторые ученые, наоборот, выискивают, что бы еще приписать легендарному гению Возрождения. И находят, иногда при довольно странных обстоятельствах. Не так давно итальянская пресса сообщила, что «при подготовке современного издания обширнейшего «Атлантического кодекса», составленного 400 лет назад Помпеем Леони, обнаружен рисунок велосипеда. По мнению профессора Ау-густо Маритони, крупнейшего эксперта Италии по «переводу» и трактовке произведений Леонардо, сей рисунок принадлежит великому мастеру». Как же нашли этот рисунок? Оказывается, он был спрятан за загнутой страницей! Странно, что за 400 лет эту страничку никто не догадался разогнуть... Все, что оставил Леонардо да Винчи — картины, фрески, скульптуры, изобретения, разработанные идеи и так далее, — это работа, требовавшая времени. Принимая во внимание гениальность Леонардо и не делая скидок на «леность», которую отмечают биографы, мы по специально разработанной программе спросили у компьютера: «Сколько примерно лет потребовалось Леонардо да Винчи на всю эту работу?» Ответ ЭВМ в переводе на человеческий язык гласил: «Минимум 74 года созидательной жизни». Значит, если не ошиблись программисты, то Леонардо начал творить за семь лет до своего рождения. Помощь Томмазо Мазини в расчет не бралась. Но и велосипед, который, по мнению профессора Маритони, тоже изобрел Леонардо да Винчи, в список, предложенный компьютеру, не вошел... ГЕНИЙ- ОДИНОЧКА ИЛИ ОДИН— ОТ ЛИЦА МНОГИХ? НИКОЛАИ СОВЕТОВ, доктор технических наук, профессор, г. Саратов Гений-одиночка, самородок, вспышка интеллекта во тьме — возможно ли такое вообще? Может ли гений родиться и вырасти «на пустом месте», без должного воспитания, окружения, школы? Но доведем вопрос до крайности: может ли вырасти вообще человек, если он лишен общества себе подобных, соответствующего воспитания? Ответ однозначен: не может! Он подтверждается печальной судьбой многочисленных маугли. Из них вырастали звери, лишенные всего человеческого. В наше время твердо установлено и другое: если человек рядовых способностей проходит хорошую школу, если он попал в окружение творческих людей, обрел настоящего учителя, то в своем развитии он далеко опережает потенциально более способных людей, которым повезло меньше... Так можно ли сомневаться, что талантливый человек, найдя соответствующего себе учителя, друга, партнера по работе, может достичь высот гения, блеснуть фейерверком идей, замыслов и свершений? Вероятно, правильнее будет сказать, что иначе и быть не может. Здесь на ум приходит такая аналогия. Космические спутники на околоземную орбиту выносятся ракетами-носителями. Спутники служат человечеству, их блеск порой можно видеть, они восхищают людей. А кому интересна судьба ракеты-носителя?.. Так вот, не был ли Томмазо Мазини «носителем» для Леонардо? Впрочем, если уж точно следовать нашей аналогии, то и сам он тоже являлся далеко не «первой ступенью»: отталкивался-то Мазини не от пустоты! Ведь до того были его путешествия и его знаменитый «сундук»!.. По-видимому, гипотеза Казакова правдоподобна и с научной и с исторической точек зрения. Вся история науки свидетельствует, что работы многих исследователей, как правило, служат плацдармом для синтеза новых идей и представлений, выдвигаемых талантливыми продолжателями. Например, Максвелл вывел законы электромагнитного поля, опираясь на работы Фа-радея, Ампера, Герца. Поднимаясь по той же лестнице знания, опираясь на могучие плечи предшественников (что отнюдь не умаляет значения проделанной им работы), наш великий соотечественник Попов изобрел радио, открыв новую эру в истории земной цивилизации. Изучив труды Пуанкаре и порой прямо заимствуя из них, сформулировал специальную теорию относительности Эйнштейн. И оба использовали идеи Лоренца... Эти примеры можно продолжать сколько угодно, но уже из сказанного вытекает, что знание никогда не возникает на пустом месте: оно передается подобно эстафетной палочке, причем постоянно увеличиваясь, ибо каждый участник этой растянутой на тысячелетия эстафеты вносит в него свой вклад. Попов осмыслил идеи Фарадея, Ампера, повторил опыты Герца, но вывод о возможности передачи информации с помощью электромагнитных волн сделал сам. То есть изобрел радио, чего его предшественники не сделали. При этом он взаимодействовал не лично с ними, а лишь с их работами. Выражаясь языком физики, здесь имело место «дальнее взаимодействие». Ситуация с Эйнштейном и Пуанкаре менее проста, они были современниками и встречались лично. Тут, по-видимому, можно говорить о «ближнем взаимодействии», которое даже в физике куда сложнее дальнего. А контакты людей, как известно, нередко переходят в конфликты... Во всяком случае, Пуанкаре на Сольвеевском конгрессе сдержанно отнесся к Эйнштейну, а последний за свою формулировку теории относительности Нобелевской премии не получил. В случае с Леонардо и Мазини взаимодействие, несомненно, было «ближним», но сложилось, видимо, удачно. Разница сословных уровней, вероятно, предохраняла от столкновений их интересов, и оба получали от общения свои выгоды. Ну а если искры из-за взаимных трений порой и возникали, то они скорее всего быстро затухали. Таким образом, тандемы и более широкие объединения — школы, основанные на взаимообогащении созидателей, творящих новое, — Продолжение на стр. 62 57
|