Техника - молодёжи 1984-04, страница 31

Техника - молодёжи 1984-04, страница 31

при речении глаукомы. Несложная реконструктивная операция по восстановлению дренажной системы глаза — и болезнь отступает. Огромные возможности в глазной хирургии открылись с применением лазеров, ультразвука. Благодаря этим новейшим достижениям тысячи людей, считавшихся ранее безнадежно слепыми, снова начали видеть.

Но, оговоримся, огрименяют вти новшества далеко не везде. Иному хирургу откажут в микроскопе, он посетует, да и оперирует по старинке. Это Федоров своего добивается. Но ведь Федоровых — единицы. Не каждому дано «идти на грозу». Почему же от прорех в организации здравоохранения должен -страдать больной?

На VI съезде Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов Святослав Николаевич предложил резко ускорить внедрение новой технологии при обязательном запрещении старых методов диагностики и лечения. Ну действительно, почему выпускать автомобили, телевизоры, холодильники устаревших моделей нельзя, а оперировать по-старому катаракту и глаукому можно?

Казалось бы, простая, разумная мысль, рассуждает Федоров, чтобы лечить, нужна аппаратура. Следовательно, вопросами ее закупки и должны ведать те, кто лечит, то есть специалисты. Почему же необходимое оборудование непременно нужно «выбивать»?

Да потому, сам же и отвечает Святослав Николаевич, что мы просто не научились по-настоящему хозяйствовать. Сколько денег возвращает государству врач, вернувший здоровье человеку? К сожалению, этого мы не .шаем.

А пока из разных городов и деревень едут больные в Москву. И знаете, удивляются больше не совершенной аппаратуре, а обстановке добра, царящей в институте.

Иногда Федоров бывает резок с сотрудниками, возможно, излишне требователен. Но так уж он устроен: прежде всего интересы больного. А сотрудники? Они «клянут» свою судьбу, но иную представить не могут. По собственному желанию от Федорова не уходят.

К сожалению, врачи не боги. Тяжелые повреждения сетчатки, зрительного нерва пока не поддаются лечению. И как ни больно сознавать свое сегодняшнее бессилие, выход один: искать, снова искать.

...В кабинете директора совещание. Обсуждается новая методика операции. Каждый высказывает свои соображения, причем без оглядки на авторитет. Святослав Николаевич может отказаться от

своей концепции в пользу другой, более разумной, пусть высказанной вчерашним студентом. Здесь ценят не звания и титулы, а неординарность мышления, новизну идеи, ее перспективность. Здесь господствует , дух творчества, когда инициатива предоставлена каждому ищущему. Вы исчерпали себя а этой проблеме? Хотите заняться другой? Обоснуйте — и никто не станет препятствовать. Отсутствие мелочной опеки дает возможность раскрыться индивидуальности, проявиться таланту. А доверие рождает ответ-ственвюсть. В результате тяжелейшие операции, которые во многих других клиниках делают лишь главные специалисты, в институте микрохирургии глаза доступны ординаторам.

А Федорову снова нет покоя. -Он видит в коллективе еще неисчерпанные резервы. Но прекрасно понимает: не сделать всех альтруистами. Отступить? Никогда! Только бороться, на сей раз с уравниловкой, при которой просто невыгодно хорошо работать. Ну почему врач, просиживающий ночи над специальной литературой, постоянно ищущий, изобретающий новое, должен получать столько же, сколько лентяй? Почему одинаково оплачивается талант и посредственность? Разве это соответствует принципу социализма: «От каждого — по способности, каждому — по

труду»?..

Так и просится оптимистическая фраза: Федоров своего добьется. Будет и в медицине бригадный подряд. Ибо у всех федоровских идей завидная участь перевоплощения из несбыточной фантазии в реальность. Дается это нелегко. Проработав в офтальмологии более тридцати лет, будучи уже всемирно известным хирургом, членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, директором одного из крупнейших глазных институтов, Федоров скажет: «Труд-пая это работа — делать добро».

Полудобро он делать не умеет. И спасительная формула — дескать, рано или поздно новое пробьет себе дорогу — тоже не для него. Безусловно, пробьет. А не он будет «повинен» в этом, так его сын, не сын — так внук. Но в том-то и дело, что Федоров хочет сделать как можно больше при своей жизни. И все его идеи созвучны времени.

В институте разработан эффективный метод хирургической коррекции близорукости и астигматизма. На снимках показаны этапы нанесения на переднюю поверхность роговицы глаза радиальных и концентрических надрезов под нонтролем разметчика.

i*

4« Ъг