Техника - молодёжи 1984-04, страница 65

Техника - молодёжи 1984-04, страница 65

V

ядро «средней величины», затем «велел соорудить из самого легкого железа телегу», уселся в нее и подбросил магнит (6). Телегу, разумеется, потянуло вверх. Так, «множество раз подбросив ядро как можно выше», Илия достиг точки гравитационного равновесия между Землей и Луной, откуда плавно опустился на Луну, тем же способом сбавляя скорость.

Но добраться до цели мало — нужно еще вернуться. Герой Сира-но не упал лицом в грязь и при решении этой задачи. Когда на его глазах дьявол заграбастал местного грешника и ловолок в ад, он, вовремя вспомнив, где располагается «геенна огненная», крепко ухватился за несчастного селенита и проделал обратный путь, так сказать, на попутном транспорте.

Аналогичным средством (для «прямого» перелета) воспользовался несколько раньше и великий «законодатель небес» Иоганн Кеплер. Героев небольшого фантастического сочинения «Сон, или Лунная астрономия» переносят на Луну ее обитатели, могучие демоны. «Всякий раз отправление действует на человека подобно сильнейшему удару, поскольку он ощущает такой толчок, будто им выстрелили из пушки... затем возникает новая трудность: сильный холод и затрудненность дыхания». Как видим, Кеплер первым обратил внимание на холод и разреженность межпланетного пространства; его демоны преодолевают эти трудности с помощью «присущей им от природы силы»...

Но эпоха демонов и крылатых коней неотвратимо приближалась к своему завершению. Конец XV Ш — начало XIX века ознаменовались крупнейшими достижениями в области транспорта. Первый аэростат, первый паровоз, первый пароход... Техника властно вторгалась в жизнь; в этих условиях о полете на Луну можно было уже думать серьезно. Даже такой далекий, казалось бы, от науки поэт, как Джордж Гордон Байрон, пророчески провозгласил в «Дон-Жуане»:

Уж скоро мы, природы властелины, И на Луну пошлем свои машины1

Если писателей прошлых веков мало заботило правдоподобие описываемых путешествий, то теперь литературное «покорение космоса» происходило во все более строгом соответствии с научными данными на дату очередного старта. Бозник жанр научной фантастики; его основоположник Эдгар Аллан По отправил своего Ганса Пфааля на Луну на воздушном шаре, наполненном газом плотностью

«в 37,4 раза меньше плотности водорода» (7). Шар «вмещал более сорока тысяч кубических футов газа» и легко поднимал отважного аэронавта, его запасы и «сто семьдесят пять фунтов балласта». Межпланетное пространство, как следует из «Необыкновенного приключения Ганса Пфааля», заполнено воздухом в состоянии крайнего разрежения; поэтому гондола шара была снабжена приспособлениями для герметизации и «устройством для сгущения воздуха». Через 19 дней после старта Ганс Пфааль достиг цели, а еще спустя пять лет послал о себе весточку на родину: в качестве курьера выступил один из лунных жителей, прилетевший опять-таки на воздушном шаре, тоже не очень обычном — он был склеен «из старых газет» в виде «огромного дурацкого колпака, опрокинутого верхушкой вниз», а гондолой служила... собственная шляпа Ганса Пфааля! Последнее, впрочем, можно понять, если учесть, что рост лунных жителей не превышает «двух футов», а герметизация гондолы для существа, привыкшего к разреженной лунной атмосфере, очевидно, совершенно излишня...

Через год, в 1836 году, путешествие на Луну совершили на воздушном корабле герои повести венгерского писателя Ференца Нея, после чего наступило временное затишье: надежды на существование хоть какого-нибудь воздуха в межпланетном пространстве развеялись, а изобрести новый летательный аппарат на замену аэростату оказалось не так легко.

Следующая лунная экспедиция стартовала спустя 30 лет. Мало найдется в мире людей, которые не читали бы о путешествии Барбике-на, Николя и Мишеля Ардана вокруг Луны (8). Жюль-верновская «колумбиада», направившая их за пределы земного тяготения, представляла собой, выражаясь современным языком, вертикальную «пусковую шахту» длиной 275 м, диаметром 2,75 м (ровно в сто раз меньше). «Цилиндро-конический вагон-снаряд» длиной 3,66 м, выброшенный из ее жерла взрывом 180 т пироксилина, был оборудован четырьмя окнами-иллюминаторами, нес на борту запасы «хлорновато-кислого калия и едкого натра» для восстановления кислорода и удаления углекислоты и «герметически закупоривался алюминиевой крышкой, прикрепленной с внутренней стороны мощными болтами». Наконец, для торможения на финише «Барбикен запасся ракетами в маленьких стальных цилиндрах с нарезкой, которые ввинчивались в дно снаряда... Их было двадцать штук... оставалось только вовремя вынуть металлические пробки, вставленные

в дно снаряда, и вместо них ввинтить цилиндры с ракетами». Итак, на вооружении лунного флота снова появились ракеты — на сей раз не случайно (в отличие от Сирано) и с большой практической пользой. Ведь именно они заставили снаряд стартовать с окололунной орбиты в обратный полет к Земле. Впервые в литературе человек вернулся из лунной экспедиции на ракетном корабле.

Но это событие осталось не замеченным современниками. По страницам романов катилось эхо выстрела «колумбиады». До конца XIX века полет «из пушки на Луну» повторили многие, среди них герои произведений Ежи Жулавско-го, Ле-Фора и Графиньи... У последних, кстати, один из снарядов стартует из «естественного орудия», используя «могучую силу извержения вулкана Елтопахи». Однако главной трудности «пушечной космонавтики» — чудовищных ускорений — безрассудные путешественники (и их можно понять!) старались попросту не замечать...

Прощальным залпом по «артиллерийской эпохе» прозвучали выстрелы марсианских орудий в романе Герберта Дж. Уэллса «Война миров» (1898), а уже через три года его же герои — Кейвор и Бедфорд — повели к Луне нечто принципиально новое — антигравитационный аппарат (9). Изобрета-

ль-одиночка Кейвор ухитрился создать вещество, которое «преграждает взаимное притяжение между телами», я с помощью Бедфорда построил летательную машину — герметичный шар из толстого стекла, вложенный в покрытую «кейво-ритом» стальную оболочку «из отдельных сегментов, так что каждый сегмент может передвигаться, как у свертывающейся шторы». Закрыв все шторы, кроме окна, направленного к Луне, герои благополучно прибыли на спутник нашей планеты. Получилось так, что вскоре Бедфорд вернулся тем же путем на Землю, а Кейвор остался на Луне, зато ухитрился наладить оттуда регулярные радиопередачи за 60 лет до того, как они были осуществлены в действительности.

Антигравитация, как и многие другие фантастические придумки Уэллса, оказалась весьма долгожи-вущей. До сих пор антигравитационная тяга — обычнейший атрибут НФ. Однако на лунных трассах аппарат Кейвора остался уникальным, да и немудрено: спустя всего два года после его создания в российском журнале «Научное обозрение» начали печататься первые главы работы К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», и с этого момента лунный транспорт перестал

63