Техника - молодёжи 1984-04, страница 62

Техника - молодёжи 1984-04, страница 62

1908 году появились первые электрические фары, позволившие поднять силу света сразу до 21 свечи!

Уважительная причина От фар до сварки

Когда в 1814 году один из наполеоновених генералов сдал русским без боя крепость Суассон, император, всегда считавший, что «нре-лость есть такая машина, которая должна работать с полной силой до конца», пришел в бешенство. Вызвав к себе незадачливого вояку, он грозно спросил его, почему крепость капитулировала без единого выстрела?

— Государь! — развел рунами генерал. — Тому было восемнадцать причин. Во первых, у меня не было по роха...

— Достаточно одной этой причины. — прервал его Наполеон. — Остальные сем. надцать можете оставить себе!

До 1904 года автомобилям не полагались штатные фа-ры. Владельцы машин должны были покупать их отдельно. То были неросино-вые фонари, сила света которых не превышала одной свечи. Колоссальным шагом вперед считались ацетиленовые фонари, сила света но-торых была увеличена вдвое: любопытно, что для получения газа в такой фонарь следовало каждые четыре часа доливать воду. Лишь в

В коллекции Дрезденского технического музея есть уникальное собрание фотоаппаратов. Вот один из экспонатов: шнатулка, украшенная восточным орнаментом и крупными полудрагоценными камнями. Это не светская безделушка, а первая в истории фотокамера для сы скной полиции, в ноторой кнопки для скрытой съемки замаскированы камнями. Для таких же целей служи

ли и другие экспонаты: ми ниатюрная камера в прогулочной трости и в механизме часов.

Знаменитый русский инженер Н. Славянов, первым в мире придумавший сварку металличесним электродом, широко внедрил эту прогрессивную технологию на Пермском пушечном заводе. Но его озадачивало то, что все его обращения в европейские технические журналы не находили никаного отклика: там все время писали о том, что металличесним электродом можно сваривать только сталь. Тогда Славянов предпринял дальнее путешествие с целью наглядной пропаганды своего метода. В своем чемодане он вез пирамидну, которая состояла из семи прочно сваренных между собой частей, изготовленных из разных металлов и сплавов. С этой пирамидкой русский инженер побывал в Германии, Франции и США, где все видные специалисты могли на деле убедиться в достоинствах универсального металлического элент-рода.

Г. МАЛИНИЧЕВ, инженер

Бг

m усс

Можно и потерпеть

Среди сподвижников Петра I обер-прокурор Сената Г. Г. Скормяков-Писарев занимал особое место. Он отличался весьма тяжелым и суровым характером, на его мелочную придирчивость, формализм, чрезмерную взыскательность в служебных делах и привычку все говорить «в лоб», без излишней дипломатии, нередко жаловались царю. Тем не менее Петр доверял этому сановнику самые важные дела и самые деликатные поручения. А на советы придворных отстранить такого угловатого и трудно терпимого в служебных отношениях человека от обсуждения государственных дел неизменно отвечал:

— Не могу! Если удалю его, то и другие забоятся говорить правду!

Электромагнитный феномен швейной иглы?

Нечисто поставленный или. как говорят ученые, некорректный научный опыт порой приводит к результатам неожиданным. Но учесть все фанторы. влияющие на результат, зачастую оывает очень трудно. Вот каная история приключилась на заре развития электротехники.

После того нак в 1820 году датский ученый X. Эрстед обнаружил магнитное действие элентричесного тона, открытия в этой области посыпались, кан из рога изобилия. Отметим два из них. Французский физик Ампер открывает действие проводников с тоном друг на друга и дает правило, с помощью которого можно определять направление магнитного поля проводнииа. А его соотечественник Ф. Араго обнаруживает, что электрическим тоном можно намаг ничивать железные и стальные предметы. В качестве проводнииов он брал латунные, медные, серебряные, платиновые, железные проволочки, которые легко намагничивали опилки, не намагничиваясь сами, причем направление магнитного поля хорошо согласовывалось с правилом Ампера. А вот обыкновенная швейная игла при пропуснанин через нее элентричесного тона вела себя непонятно...

Невозможно было заранее предугадать, где и какой магнитный полюс появится у нее при намагничивании. Араго менял и положение иглы, и направление элентричесного тока в цепи — ничто не помогало: поведение иглы оставалось непредсказуемым. Самым же удивительным было то, что стальная проволока, из ноторой делались иглы, вела себя нормально, точно так же, кан и все остальные проводники.

Лишь много позже выяснилось, в чем дело. Оказалось, для того, чтобы включить в цепь электрического тока эаналенную негнущуюся швейную иглу. Араго об- I матывал острие и ушно иглы несколькими витками соединительной проволони. А так нак при этом он не обращал внимания на направление закрутки, то результаты намагничивания получались разными. Стальная же проволока непосредственно без соединительной проволони подключалась к гальваническому элементу и поэтому вела себя тан же, кан и остальные проводники. Эффект намагничивания электромагнитной катушки отнрыл Ампер, а продемонстрировал его Доаго.

Б. ХАСАПОВ Новороссийск

Араго

Болезнь века

Мир тонет в океане информации. В конце 1970-х годов на земном шаре ежегодно выходило более 214 100 наименований газет и журналов и 689 000 наименований нниг. С каждым годом их количество возрастает на 17 — 20 тысяч.

Действительно, характернейшая болезнь века. Однако что это? В «ТМ» № 4 за 1983 год говорится, что уже в 1832 году призыва лось читать ученые транта-ты со всей «тщательностью содельгвавшенся необходимою по гибельной привыч ке нашего вена писать без разбора»...

А что, если перенестись еще лет на 100 назад?

1754 год. М. В. Ломоносов пишет в своей диссертации: «Количество журналов тан умножилось, что уже некогда... читать книги полезные и нужные или самому думать и трудиться... Дело дошло до того, что нет столь дурного сочинения, ноторое бы не расхвалил какой-нибудь журнал, и. наоборот, нак бы превосходен ни был ТРУД. его непременно очернит и растерзает каной-ни-будь критик».

Ну а еще лет на 100 назад? На 200? На 300? Мож но с уверенностью сказать: то же самое! Ибо даже одна из древневавилонских табли чек донесла до нас сетования некоего автора на то, что настали плохие времена, дети не слушаются родителей. никто не хочет работать, но каждый норовит поучать других, выцарапать на табличне свои мыслишки...

Д. ГУЗЕВИЧ, инженер Ленинград

ш