Техника - молодёжи 1996-12, страница 6

Техника - молодёжи 1996-12, страница 6

ТЕХНОДРОМ

паратом не надо опасаться прожигания или деформации тонкого металла, «таяния» соседних легкоплавких деталей — все происходит с хирургической четкостью.

Самое удивительное, что при неоспоримых достоинствах «Тора» его цену удалось свести к стоимости 5-6 кг сервелата или одной ручной электродрели. Одна из причин кроется в гениальной простоте конструкции: токонесущая шина из цельного медного прутка одновременно служит витком вторичной обмотки и держателем электродов. Причем расстояние между последними регулируется двумя ручками, прикрепленными к ней. Авторы «Тора» утверждают, что он пригодится не только в гараже и мастерской, но и в жилище. С его помощью можно ремонтировать авто-, мо-то-, радио-, электро-, акватехнику, проводить разнообразный металлоремонт и кровельные работы. Сваривать оконные решетки, каркасы парников, скульптурные композиции, тонкие ювелирные украше-

рукции, не понимая, в чем на самом деле причина. А она в гравитационной динамике: удельный вес воды уменьшался, что усиливало ее вскипание.

Подчеркну: никакого эксперимента, о котором написано в официальном отчете в МАГАТЭ, не было! Операторы просто пытались стабилизировать режим. Причем в самый последний момент перед взрывом разлом вдруг успокоился (на очень непродолжительное время!), и аварийная защита была вновь включена.

Далее события развивались стремительно (рис.3). Над реактором появились светящиеся образования, задвигались массивные плиты биозащиты. (Вот оно проявление гравитационной динамики!) Это произошло минуты за две до аварии. В 1ч 23 мин 04 с отключили турбогенератор. А через 30 с возник гул. И на сейсмограмме, соответствующей этому моменту, виден рост активности разлома.

В 1 ч 23 мин 37 с сейсмостанции зафиксировали начало вибрации, а в 1ч 23 мин 49 с ее резкое усиление. Это станция выдержала. Разрушаться реактор начал только через 10 с в результате второго тектонического импульса. Довершили разрушение два последовавших друг за другом мощных удара, происшедших лишь через 15 мин (в 1 ч 39 мин 16 с). Показательно, что именно это время зафиксировал один из операторов как момент взрыва реактора.

Очень важный вопрос: почему стержни аварийной защиты заклинило и они не успели заглушить реактор? Дело в том, что по команде A3 они, как и положено, начали движение вниз, но гравитационный удар их остановил.

Каковы же выводы? Первый: причиной катастрофы является землетрясение. Второй: эксперимента, о котором говорится в отчете в МАГАТЭ, не было. Третий: все действия операторов правильные. Инструкции не предусматривали такого случая, как землетрясение. Кстати, и это очень важно: когда в Семипалатинске на модели реактора, аналогичного Чернобыльскому, специалисты Минатома провели «следственный эксперимент», то выяснилось: действия операторов просто не могли привести к катастрофе.

Четвертый: реактор очень надежен, ибо выдержал и сильную вибрацию и несколько относительно слабых ударов, и первый сильный. Правда, еще за месяц до аварии в украинской прессе появилась статья о том, что на 4-м и 5-м блоках ЧАЭС плохо сработан фундамент. Однако время показало: он был сооружен добросовестно — не треснул даже после аварии. А потому к строителям претензий нет.

Пятый: катастрофы вообще не произошло, если бы 4-й блок стоял не на краю разлома, а хотя бы в нескольких сотнях метров от него. Там, где, скажем, 1-й блок. Ведь на нем практически не бывает сбоев в работе. А вот 2-й и 3-й тоже расположены в опасных зонах, а значит, аварии здесь не исключены.

ОТ РЕДАКЦИИ. К версии Е.В.Барковско-го, как и положено, ученые относятся неоднозначно. Особенно настороженно, если не сказать отрицательно, — специалисты Минатома. Мы предлагаем всем заинтересованным лицам поделиться своим мнением на страницах журнала. ■

рукции толщинои до 4 (2+2) мм и прутки диаметром до 10 (5+5) мм. Управиться с ним способен даже школьник: не требуется

«ТОР» и «ТОРНАДО»

Два «брата» — сварочных аппарата. Один совсем малютка, другой побольше. А роднит их изобретательский талант создателей из фирмы «ТОР».

Изобретения рождаются по разному. То — от буйства фантазии, то — от лени, а то — и от нужды. Именно она, на этот раз выраженная в отсутствии затребованной «Автосервисом» суммы для замены крыльев старого «Запорожца», и толкнула несколько лет назад изобретатателя, ныне сотрудника «ТОРа», изготовить самодельный сварочник. Конечно, элементарный аппарат из типовых деталей, со стандартным комплектом электродов, сможет собрать любой технически грамотный человек. Но сконструировать ручной надежный прибор с хорошими параметрами — далеко не каждому по силам. Равно как и придумать что-то новое в сварочном деле, начало которому, как известно, еще в середине прошлого века положил русский изобретатель Н. Н. Бенардос.

Сердце сварочника — трансформатор. В обоих аппаратах он имеет тороидальную форму. Особая проволока, намотанная на него по специальной (ноу-хау) технологии, резко снижает паразитные токи, к тому же уменьшаются габариты и вес самого устройства. Итак, предмет изобретения, закрепленный патентом, скрыт именно в трансформаторе. Однако есть и другие «хитрости», позволившие небольшой инженерной фирме производить аппараты, по совокупности характеристик не имеющие аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом. Поясним: прибор точечной сварки «Тор» (1) умещается в компактном чемоданчике и весит всего 8 кг. Работает он от обычной сети в 220 В и потребляет чуть больше 2 кВт. Дер-

но протиснуться в труднодоступные места или забраться по лестнице и — без всяких дополнительных материалов (электродов, проволоки) свари-