Техника - молодёжи 1984-05, страница 21

Техника - молодёжи 1984-05, страница 21

Пропуская кровь больного через колонку с антителами, можно было бы получить очень чистую, строго избирательную сорбцию 1— все ли-попротеиды низкой плотности, содержащие апо-Б, присоединились бы к антителам. Иммуносорбция — это та вершина, которую сейчас штурмуют ученые. Но все дело в том, что получить большое количество антител невероятно сложно и дорого.

Тонсилогический реанимобиль республиканского центра отравлений Института скорой помощи имени Скли-фосовсного. Спасение пострадавшего

сикологов масса забот — каждый год сталкиваются с новыми видами отравлений. Допустим, выпустили новое лекарство. Как только оно завоюет популярность у широкой публики, тут же появляются отравившиеся им люди. Всегда находятся такие, кто считает необязательным для себя строгое соблюдение доз, назначенных врачом. По их мнению, лекарство подействует лучше, если принять его раза в два

начинается с первых же минут по прибытии врача при помощи переносного аппарата для гемосорбции.

Интенсивное развитие биотехники и биотехнологии дает ученым надежду, что в ближайшие годы удастся упростить и удешевить этот процесс. И тогда перед медициной откроются новые необозримые горизонты.

НА СЛУЖБЕ «СКОРОЙ ПОМОЩИ»

Острые химические отравления можно назвать «болезнько прогресса». По подсчетам американских ученых, сейчас в обыденной жизни человек контактирует с шестью миллионами химических соединений. Из них полторы тысячи таких, которыми можно отравиться. У ток

или три больше. И принимают. А после этого приходится вызывать «Скорую помощь».

Для спасения таких людей в Московском городском институте скорой помощи имени Склифосовского создан республиканский центр отравлений.

По утверждению руководителя центра, доктора медицинских наук Евгения Александровича Лужнико-ва, люди, попадающие к ним, нарушают дозу приема лекарств или сочетают несовместимые препараты.

На вооружении службы 03, в специальном токсикологическом реанимобиле всегда имеется переносной аппарат для гемосорбции. Если пострадавший получил большую дозу

отравляющего вещества и с минуты на минуту может- умереть, борьба за его жизнь начинается немедленно. Врач открывает небольшой чемоданчик и достает аппарат для гемосорбции. Он состоит из стеклянной колонки с угрльным сорбентом и двух тонких шлангов, оканчивающихся иглами. Одну иглу врач вводит в артерию пострадавшего, другую >— в вену той же руки. Кровь из артерии под напором поступает по шлангу в колонку с сорбентом и, уже очищенная от яда, по другому шлангу через вену возвращается в кровяное русло организма. Если сердце работает плохо и напор артериального давления недостаточен, то подсоединяется небольшой насос, который начинает принудительно перекачивать кровь через колонку. Концентрация яда в крови постепенно уменьшается. Пострадавшего с подключенным аппаратом для гемосорбции помещают в реанимобиль и везут в центр отравлений. Там его немедленно подключат к стационарному аппарату, и гемосорбция продолжится.

Чтобы полностью вывести яд из организма, необходимо пропустить через колонку с сорбентом весь объем крови человека полтора-два раза. На это обычно уходит около двух часов: просто, эффективно и безболезненно.

Применение гемосорбции при лечении острых отравлений дало замечательный результат — смертность удалось уменьшить в 2 раза. За внедрение метода гемосорбции в практику лечения острых отравлений руководитель республиканского центра отравлений, доктор медицинских наук Е. А. Лужников был удостоен звания лауреата Государственной премии.

ПОБЕДИТЬ БОЛЕЗНЬ ВЕКА!

Атеросклероз называют бичом XX столетия. И это не гипербола. Каждый второй житель нашей планеты умирает от склеротических перерождений стенок сосудов — от печально известных инфарктов и инсультов. И пока не видно перспектив серьезного лечения этого заболевания, хотя успехи лекарственной терапии громадны.

Поэтому-то, когда мы стали заниматься проблемой гемосорбции, то невольно пришли к необходимости обратить внимание на атеросклероз.

Сначала со стороны терапевтов не было полного понимания. Однако в настоящее время мы наладили тесные контакты с кардиологическим центром, с лабораторией атеросклероза в Институте экспериментальной медицины в Ленинграде и другими организациями. У нас вы-

2*

19