Техника - молодёжи 1984-05, страница 29было сделано пять отдельных акс-поаиций. Можно было бы еще долго рас* скааывать о трюках Мельеса — ведь он снял около 4 тыс. лент. Но для нас важно одно: киноискусство с самого начала было «предрасположено» к необычному, фантастическому. Кино позволяет свободно обращаться с пространством и временем, уменьшать и увеличивать любые объекты. И конечно же, научная фантастика, обретающая все большую популярность на наших главах, не могла не воспользоваться втим. ЗВЕЗДНЫЕ ЭФФЕКТЫ В Советском Союзе пользуются большим успехом картины безвременно умершего режиссера Р. Викторова «Москва — Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звездам». В последнем из них обыграна традиционная тема контакта с внеземными цивилиза циями. Космонавты обнаруживают на чужом корабле девушку Найю — полуробота, получеловека. Как с ней обращаться? Как с объектом науки? Или воспринимать ее как разумное, а значит и человеческое, существо? Найя не сразу откликается на добро. Но постепенно в героине пробуждается память о родине, рождается незнакомое прежде чувство любви. Наконец она осознает, что ее родная планета Десса, превратившаяся в пустыню, может с ее помощью снова стать счастливой... Вспомним эпизоды картины: ядовитый дождь, голые холмы Дес-сы, всепожирающая биомасса, созданная агрессивным разумом обитателей планеты. Необычные пейзажи, таких на Земле не встретишь. Зеленоватое или матово-синее небо, бурая или красно-корич-иевая поверхность... Чтобы полу- Макеты космических кораблей. Найя — полуробот-получеловек («Через тернии к заездам»), чить такую цветовую гамму, оператор А. Рыбин воспользовался кинопленкой СН-бм, обычно применяемой для аэрофотосъемок. Верхний ее слой чувствителен к инфракрасному излучению, нижний — к красному, причем оба они воспринимают синие и фиолетовые лучи. При съемках применялся оранжевый светофильтр. Так был создан органичный образ иного мира. По иному пути пошел в экспериментальном фильме «Космос. Земля. Космос» известный советский оператор В. Травкин. Силуэт города был нарисован черной краской на медной решетке. Потом на нее нанесли ацетон и снимали на просвет. Ацетон растворял пленку и краски в одной я!чейке за другой; сквозь них проходил свет. Получился фантастический город, постепенно расцветающий мириадами загорающихся окон. А вторая экспозиция дала космический фон: ето было сделано с помощью изобретенного Борисом Тихоновичем способа ФОКАЖ. Суть его проста: оператор снимает в маленькой ванне различные химические вещества (спирты, чернила, ацетон, анилиновые краски, глицерин, сахарные сиропы и т. д.), которые, смешиваясь, образуют живописные динамические композиции. Время от времени оператор «помогает» их Ведется покадровая съемка фильма. взаимодействию, тонкой кисточкой меняя конфигурацию рисунка... В 1970 году фильм В. Травкина получил почетный приз на VII конгрессе Международного союза технических кинематографических ассоциаций. Даже зная «кухню» творчества оператора, трудно поверить, что возникновение и гибель галактик, ядерные взрывы, распад и образование новых планет сняты в стеклянной ванночке... Редкий НФ-фильм обходится без роботов. Есть два главных метода их создания. Иногда внутрь металлической оболочки помещается актер (как в фильме «Через тернии к звездам»). В более дорогостоящем варианте специально для киносъемок строят настоящего робота — чаще всего радиоуправляемого. Схожие методы применяются и при изображении на экране обра- |