Техника - молодёжи 1984-05, страница 30В КАДРЕ ЗА КАДРОМ Пейзаж планеты Десса. Рабочий момент съемки фильма Р. Викторова «Через тернии к звездам». зов инопланетян. Так, в одном фантастическом фильме действуют три модели внеземного существа — симпатичного создания, напоминающего Чебурашку. Одна из них механическая, ее передвигали с помощью веревок. Вторая — электронная, ее лицо могло воспроизводить более 60 различных гримас и улыбок. В третьей модели прятался актер небольшого роста. Без преувеличения можно сказать, что в кино возможно любое чудо. На экране пришелец совершает в воздухе немыслимые виражи и пируэты (а на вид он не отличается от обыкновенного человека). В действительности атсгер~ оставался практически неподвижным — перемещалась камера, причем по весьма сложной, специально рассчитанной траектории. Актера снимали на фоне экра-- на, который отражает почти 90 процентов падающего света (этот метод называется фронтпро-екцией). В результате фон остается чистым и его можно заполнять любыми изображениями. До сих пор мы говорили о наиболее зрелищных, вызывающих восхищение «фантастических» эффектах. Однако есть и другая, не менее важная область работы со специальными эффектами, хотя она почти незаметна и не так хорошо известна большинству кинозрителей. Известный голливудский специалист JI. Дунн как-то заметил, что «реалистические» эффекты гораздо труднее фантастических. Если по сценарию фильма необходимо изобразить землетрясение или, допустим, ураган, наивно думать, что явления эти снимаются «в натуре». Ими занимаются, как правило, те же самые мастера специальных эффектов. Рассмотрим, например, обычный эпизод: небольшой самолет несется в небе, покрытом тучами. Воспроизводится такая сцена с помощью самых простых материалов: черного бархата, деревянных блоков, шпунтов, ваты, лампочки и самолета, нарисованного на кусочке стекла. И зритель покидает зал, даже не подозревая, что он видел результаты всего-навсего настольной съемки. Гораздо труднее показать, скажем, как рушится Эйфелева башня. Однако именно это потребовалось авторам фильма «Большие гонки». И 4-метровый макет, выглядевший достаточно правдоподобно, обошелся в немалые деньги. С началом внедрения в кинопроизводство компьютерной техники мастер по специальным эффектам порой представляется нам человеком в белом халате, нажимающим разнообразные кнопки. Но нет — студия специальных эффектов до сих пор напоминает скорее мастерскую, чем лабораторию. Длинные столы завалены инструментами, линейками, фанерой, заставлены банками с клеем и красками. Стук молотка и визг пилы раздаются здесь не реже, чем жужжание камер. И люди, которых я знаю, больше гордятся теми специальными эффектами, которые созданы благодаря изобретательности, а не с помощью неограниченных денежных средств. Так, уже упоминавшийся Б. Травкин изобразил ядерный взрыв в реалистическом фильме «Выбор цели». Кинозрители видят все фазы этого чудовищного явления. А вот что рассказал оператор: — Образование огненного шара получилось... при съемке капли подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, быстро растворившись в воде, образовала «огненный шар». По сходному принципу были сняты и остальные фазы «ядерного взрыва»... Мастера кино могут изобразить все. И поэтому, увидев в фантастическом фильме необычный эпизод, стоит вспомнить специалистов по эффектам, чьи имена мелькают обычно в конце титров...
|