Техника - молодёжи 1940-07, страница 36Инж. Б. ИВАНОВ таким образом органами зрения два различных впечатления передаются мозгу, что и вызывает иллюзию единого объемного (или, иначе, стереоскопического) изображения. Стереоскопическое, или объемное, изображение позволяет видеть реальную глубину предметов. Благодаря такому изображению у нас возникает ощущение пространства. ,Мы видим предметы в трех измерениях, чувствуем их объемность точно так же, как если бы мы наблюдали реальный мир. Психофизиология стереоскопического восприятия до сих пор мало изучена. Однако мы все-таки имеем уже некоторое представление о причинах, создающих впечатление рельефности. На (рельефность восприятия оказывают влияние: изменение угла между осями хрусталиков глаз (угол конвергенции), атмосферная дымка, покрывающая отдельные предметы, находящиеся на некотором расстоянии от наблюдателя (воздушная перспектива), и аккомодация хрусталика глаза. Что же гакое конвергенция? Глаза человека отстоят один от другого на 63—65 миллиметров. Поэтому каждый глаз видит наблюдаемый предмет с несколько другой точки зрения. Конвергенция — это способность изменять направление зрительных осей обоих глаз так, чтобы они сходились на (наблюдаемом предмете. Чем ближе он от человека, тем больше угол между обеими осями и тем предмет воспринимается рельефнее. И, наоборот, чем объект дальше от наблюдателя, тем угол зрения (угол между осями) меньше, и предмет выглядит более плоским, т. е. менее рельефным. Покрывающая отдельные предметы, находящиеся на некотором расстоянии от наблюдателя, атмосферная дымка также способствует рельефности восприятия. Дымку можно наблюдать, например, в поле, когда близкие объекты — отдельные деревья, дом, столб — вырисовываются со всеми деталями, в то время как лес, находящийся где-то вдали, на горизонте, сливается в одну общую массу, окутанную легкой вуалыо. Аккомодация (приспособление) позволяет глазу видеть предметы, на- Появление кино в свое время было воспринято как подлинное техническое чудо. Движение на .экране создавало поразительную иллюзию реального мира. Но прошло некоторое время, и эту иллюзию начали находить несовершенной. Кино было немым и- одноцветным. Звуки, краски, которыми так полон окружающий нас мир, на экране отсутствовали. И вот изобретатели направили - _j5ce свои усилия на то, чтобы заста-■*"' вить людей на экране заговорить и придать всей картине подлинные цвета. Сейчас звуковое кино и цветной фильм уже прочно завоевали свое место. И все-таки экран не давал точной копии реального мира. Для полной, ! предельной иллюзии изображение 4 нужно еще было сделать объемным, или стереоскопичным. Предметы на Vj экране должны были получить тре-' тье измерение глубину. «Стереос» по-гречески значит объем, рельеф. Поэтому стереоскопическое кино называют иногда еще объемным или рельефным. Наблюдая окружающий мир, чело-ц век обычно смотрит двумя глазами. Такое зрительное восприятие назы-, Икается бинокулярным или стереоскопическим. Любой предмет внешнего мира находится на неравном расстоянии от левого и правого глаза. Поэтому на сетчатке каждого из них возникает изображение, несколько отличное ,от другого. Полученные Каждый глаз видит наблюдаемый пред мет с несколько другой точки зрения, и1 на сетчатках получаются различные изображения. Левый глаз видит две стороны треугольника, в то время как правый глаз — только одну сторону. ходящиеся на различных расстояниях, так, что они всегда оказываются в (фокусе зрения и воспринимаются вполне отчетливо. На обычном киноэкране изображение бывает плоским. Правда, зри-; тель часто, видя на нем хорошо зна-' комые ему из наблюдений реального мира объекты —- вещи, людей, пейзажи, — дополняет впечатление памятью и воспринимает их не совсем как плоские. Однако полной объемности, глубины кинозритель все-таки не ощущает. Он всегда чувствует,; что изображение на экране отли-1 чается от реального пространствен- 1 ного мира. Зритель всегда ощущает, 1 что перед ним лишь два измерения I предметов, третье же — глубина — отсутствует. > Для того чтобы предметы на экране выглядели не плоскими, а объ- , емными, нужно, чтобы каждый "глаз видел только одно и только для не-; го предназначенное изображение. Поэтому при съемке объекта на пленку необходимо, чтобы отдель-; ные изображения были сняты с двух ' точек .зрения, соответствующих npa- ; вому и левому глазу. СтереоСкопи-' ческий фильм должен сниматься ли-бо двумя аппаратами, находящимися на определенном расстоянии друг от друга, либо одним обычным съемоч- На рельефность влияет уменьшение yi-ла зрения при удалении предмета. Елку, находящуюся вблизи, наблюдатель рассматривает под углом зрения а2. Та же ель на более далеком расстоянии рассматривается уже под значительно меньшим углом <*,. Чем угол зрения больше, тем предмет воспринимается рельефнее. Я Я
|