Техника - молодёжи 1940-07, страница 37j ным аппаратом с соответствующей I приставкой — стереонасадкой. Без этого настоящего объемного ; кино быть не может. Первые попытки изучить 'явление ^стереоскопии производились давно. Они даже предшествовали появлению фотографии. Вопросами стереоскопии и перспективы занимался еще Леонардо да-Винчи. Появление механического устройства, позволяющего наблюдать сте-: реоскопический эффект, относится к середине XIX столетия. j Изобретателем стереоскопа яв-юяетс'я Уитстон. В 1833 г. он предложил конструкцию зеркального стереоскопа. Этот стереоскоп состоит из , двух зеркал, расположенных под «углом друг к другу. Перед одним из них ставится изображение предмета в том виде, в каком он воспринимается только левым глазом; перед другим ставится соответствующее изображение для правого глаза.
Схема зеркального стереоскопа Уитсто-" . Глаза зрителя 5 устремлены на зерна 4 и в них видят два стереоскопических изображения объекта: 2 — для )го глаза и 3 —для правого. В ре-I; зуяьтате перед зрителем возникает одно 1 мое стереоскопическое изображение 1. Схема зеркального стереоскопа Уитсто-" . Глаза зрителя 5 устремлены на зерна 4 и в них видят два стереоскопических изображения объекта: 2 — для )го глаза и 3 —для правого. В ре-I; зуяьтате перед зрителем возникает одно 1 мое стереоскопическое изображение 1. Первое изображение, отражаясь от ..•зеркала, попадает в левый глаз смо-| трящего, второе — в его .правый :глаз. В результате такого сдвоенного изображения предмета у зрителя возникает впечатление рельефа. Известный английский физик Давид Б ру стер (1781—'1868), которому | принадлежат многочисленные работы по оптике, усовершенствовал сте-i реоскоп. Сначала он применил две линзы, а затем половинки линз. В таком виде стереоскоп дошел до наших дней. Парижский оптик Дюбоск предложил демонстрировать в зрительном ; зале изображения, нанесенные на истекло, через которое пропускались лучи какого-нибудь источника света. В то же время была сконструирована 'двухлинзовая камера для стерео скопической фотографии. Так было положено начало развитию стереофотографии, а затем и кинематографии. Со времен Леонардо да-Винчи и до наших дней было предложено немало различных способов полу-1 чения стереоскопического эффекта. Некоторые из них привели к созданию кино нового типа. Одним из таких способов является метод цветных очков, или анаглифи-ческий метод. Заключается он в следующем. С двух точек, разделенных расстоянием в 65 миллиметров (это нормальное расстояние между зрачками человеческих глаз), производятся Два снимка. Эти стереоснимки проецируются на обычный экран через специальные светофильтры. Пучок света, прошедший через один светофильтр, задерживается другим. Во время демонстрирования зритель вооружается очками, представляющими пару таких же фильтров, рели, например, правое изображение окрасить в красный цвет, а левое --. в зеленый и рассматривать их через очки с соответствующими различно окрашенными стеклами, то каждый глаз будет видеть только одно, специально для него предназначенное изображение. Одновременное разглядывание обоими глазами &вух таких изображений будет создавать впечатление, подобное естественному бинокулярному зрительному восприятию. Впервые способ анаглифов был предложен еще в 1852 г. Много позже Луи Люмьер изобрел стереоскопическое кино, в основу которого положил метод цветных анаглифов. Однако этот метод й до настоящего времени практического применения не получил в силу целого ряда дефектов. Предложенный Люмьером способ требовал, чтобы все зрители были вооружены цветными очками. Разноцветность очков приводила к сильному утомлению глаз Цветные фильмы нельзя было де монстрировать. Окрашенные свето фильтры приводили к большой поте ре света. Наряду с методами цветных очков существует еще способ поляризационных очков. В девяностых годах прошлого столетия англичанин Андертон предложил воспользоваться поляризацией света для разделения двух сопряженных стереоскопических изображений. Под поляризацией света понимают явление, заключающееся в том, что колебания светового луча полностью Стереоскоп. Два стереоскопических изображения У; закрепленных на движке 2, могут перемещаться по планке 3, приближаясь или удаляясь от глаз зрителя. (полная поляризация) ,или частично (частичная поляризация) происходят в одном направлении, т. е. в одной определенной плоскости, проходящей . через луч. Поляризованный луч обладает некоторым^ особенностями при отражении и преломлении. Эти особенности позволяют легко отли. .. чать его от неполяризованного луч1., в котором колебания происходят во всех направлениях. Один из способов получения поляризованного .света состоит рв пропускании его через двоякопреломля-ющий кристалл (кварц, исландский шпат и др.). При этом световой луч расщепляется на. два луча, поляризованные в двух перпендикулярных направлениях. Обычно один такой луч задерживают, а другой выпускают из кристалла. Два стереоскопических изображения проецируются на экран, поляризуются в двух Принципиальная схема стереоскопа Давида Вру стера. Глаза наблюдателя 1 через половинки линз или два клина 2 смотрят на стереоскопические изображения предмета 3 для левого глаза и 4 — для правого. В результате возникает стереоскопическое изображений 5. Я Я
|