Техника - молодёжи 1984-05, страница 28w h Вы сидите в кинотеатре и смотрите научно-фантастический фильм о космических путешествиях. Вы видите межовеадный корабль, астронавтов, плывущих в невесомости... Возможно, по сюжету героям предстоит встреча с инопланетянами — вы увидите и инопланетян... Возможно, им встретится безжизненная планета, непохожая на Землю, или нечто невообразимое — перед ними (и перед нами!) предстанет гигантский мыслящий океан... Воображение переносит нас за сотни световых лет от Земли. Между тем сидим-то мы в обычном кинотеатре. Любопытно, что фантастика в его фильмах началась с... курьеза! Он снимал в Париже площадь Оперы, но съемка была по техническим причинам приостановлена. Когда ее возобновили, на площади, естественно, произошли изменения. А когда пленку проявили, все увидели, как омнибус совершенно внезапно «превращается»... в катафалк! А причина была проста — за время остановки аппарата в кадр вошла похоронная процессия. Мельес по достоинству оценил случайную находку. И разработал еще ряд специальных приемов. В его фильмах можно найти две СЕКРЕТЫ КИНОФАНТАСТИКИУченая степень — кандидат искусствоведения. Тема диссертации — «Особенности изобразительного решение нчучн.-фантастического кинофильма». Для работы над атой темой приехал a Советский Союа иа далекой Сирии оператор и режиссер Самир Джабер, окончивший в 1973 году операторский факультет ВГИКа. Вернувшись иа родину, С. Джабер работал иа Сирийском телевидении главным оператором-постановщиком. Им снято 38 фильмов в рваных жанрах, 14 иа них документальных, в которых он выступал в качестве автора. По материалам хроники, отснятой С. Джабером во время войны с Израилем в 1973 году, было создано несколько фильмов, показанных а различных странах мира; он участвовал и в съемках трагических событий в Ливане в 1980 году. В феврале 1984 года специализированный совет при Всесоюзном государственном ордена Трудового Красного Знамени институте кинематографии единогласно присудил Самиру Джаберу ученую степень кандидата искусствоведения. Думается, читателям «ТМ» небезынтересно будет ознакомиться со статьей, написанной им специально для нашего журнала. ВРЕМЯ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕК А САМИР ДЖАБЕР, кандидат искусствоведения, оператор-постановщик, Сирия ФОКУСЫ МЕЛЬЕСА Давайте вспомним какой-нибудь НФ-рассказ, где описывается космический корабль. Если автор талантлив, он убедит читателя, что корабль действительно существует. Он сделает вто с помощью обычных языковых средств. А вот чтобы. убедительно показать корабль на акране, требуются средства специальные. Например, съемки на макете в натуральную величину и в уменьшенном виде, как в картинах Р. Викторова «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной». А на вкране возникает иллюаия «настоящего» космолета. Многие «чудеса» появляются в кадре потому, что там совмещаются изображения объектов, снятых в разное время и в самых различных местах: на макете, на натуре, в павильоне. И таких кадров в любом фантастическом фильме десятки или даже сотни: пейзажи далеких планет, роботы, НЛО, космические города, невообразимые катастрофы... Однако, если задуматься, само появление кинематографа — это вторжение фантастики в жизнь. Действительно, мелькание теней в двухмерном мире экрана имеет весьма отдаленное отношение к действительности. И быть может, поэтому переход от документального кино к фантастическим сюжетам произошел сень быстро. Первым был Жорж Мельес, французский актер, режиссер, фокусник. категории аффектов, которые применяются в кино по сей день: механические и визуальные. К первым относятся иллюзии, созданные с помощью специального материала или реквизита. Так, в одном из впизодов фильма «Веселые проделки Сатаны» (1В06) герой и его слуга, пытаясь убежать иа дома, «оккупированного» нечистой силой, прыгают в повозку. Но не успевают отъехать, как дьявол проявляет свои козни — лошадь превращается в скелет, который улетает, увлекая за собой перепуганных насмерть пассажиров. Фантастический конь был на самом деле марионеткой в натуральную величину — ее приводили в движение с помощью проволоки рабочие сцены, которые находились наверху, за полем кадра. Однако основной вклад в развитие изобразительных средств Мельес внес в области визуальных, оптических еффектов. Это трюки, которые выполняются с помощью самой техники съемки. До Мельеса они использовались лишь в фотографии; он приспособил их для создания фильмов. И зритель видел, например, как Мельес играет сам с собой в карты. Для съемки такого сюжета применялась техника каширования: сначала снималась лишь одна половина кадра, а вторая была закрыта (маскирована) черным картоном, расположенным перед объективом. Потом пленка сматывалась назад и снималась вторая половина кадра. Этот прием многократной экспозиции Мельес использовал мастерски. Например, в фильме «Меломан» пять его голов, оседлав телеграфные провода, изображают «хор» из пяти нот. Чтобы добиться такого эффекта,
|