Юный техник 1981-06, страница 27всех случаях. Обычный кирпич нет нужды заменять. Зато в каркасных металлических. конструкциях многогранники будут незаменимы... Ажурные сооружения из металла особенно знаменитыми стали с того времени, как в конце прошлого века в Париже поднялась башня инженера Эйфеля. Мосты, башни, опоры, казавшиеся воздушными и невесомыми, появились во многих странах мира. Среди них и конструкции, рожденные талантом русского инженера-строителя Владимира Шухова. Их и сегодня можно увидеть в Москве. Например, старую телевизионную башню на Шаболовке или перекрытие-дебаркадер на Киевском вокзале. Каждая конструкция требовала сложнейших расчетов. Всякий раз необходимо было придумывать ее «{скелет». И эти ажурные конструкции из металла нужно было собрать из минимального числа различных форм и размеров деталей. Это оправдано и для уникальных творений, и для перекрытий цехов, павильонов, для опор линий электропередачи. В эпоху индустриального строительства нужны стандарт и универсальность. Но все же даже опора линий электропередачи собирается сейчас из многих десятков типоразмеров деталей. Оправдано ли это? Нельзя ли собирать опору из каких-то простых «кирпичей»? Несколько лет назад такую проблему поставила перед собой группа специалистов кафедры .инженерных сооружений Московского архитектурного института. Первым итогом их работы стали предложения по унификации металлических стержней для сборки перекрытий заводских цехов и павильонов. Для того чтобы соорудить каркас для крыши, нужно лишь три вида стержней. Они монтировались так, что составляли ребра таких равносторонних многогранников, как тетраэдр и октаэдр. Состыкованные друг с другом в определенной последовательности, они образовали объемную и прочную конструкцию, которая могла служить крышей. Такие перекрытия были использованы при строительстве цехов, рынков, павильонов — они показаны на фотографии. Но ученые МАрхИ понимали, что геометрия может дать им в руки еще большие возможности. ...Руководителя этой группы специалистов, старшего научного сотрудника кафедры инженерных сооружений Владимира Григорьевича Никифорова я застал за довольно странным занятием. Он играл то ли в кубики, то ли в детский конструктор. Перед ним на столе я увидел «кубики» в виде многогранников и спаянные из проволоки ажурные остовы различных фигур: башенки, своды, фермы. — Все эти модели конструкций сделаны по новому принципу, предложенному нашей группой, — объяснил ученый. — Посмотрите внимательно — они собраны из кусочков проволоки одной и той же длины. Так же будет и на стройке — из одного типа металлического стержня можно собрать каркас любого сооружения, каким бы замысловатым по форме оно ни было... В проволочных телах моделей можно было заметить определенный строгий порядок. Здесь тоже было сочетание многогранников. Как кирпичи, накладывались они один на другой. Еще они напоминали строение кристаллов... — Так оно и есть, — сказал Владимир Григорьевич. — Природа самостоятельно создала немало прочных конструкций. Скажем, кристаллические решетки таких особо твердых кристаллов, как алмаз, боразон, борфосфор, тоже составлены из октаэдров и тетраэдров... Казалось бы, давно надо было воспользоваться патентом, выданным природой. Однако так легко рассуждать. Когда архитекторы 25 |