Юный техник 1981-06, страница 30

Юный техник 1981-06, страница 30

Вирус, снятый под электронным микроскопом.

куб. И наконец, двенадцать правильных пятиугольников образуют додекаэдр.

Но самая важная сторона жизни платановых тел связана с именами выдающихся ученых, с гениальными догадками, замечательными открытиями, изобретениями.

Иоганн Кеплер, открыв основные законы движения планет солнечной системы, не переставал размышлять: почему каждая из них находится именно на таком расстоянии от светила? Планет в его время было известно всего шесть, следовательно, расстояний между ними пять... Но и Платоновых тел тоже пять! Такое совпадение, подумал Кеплер, не может быть случайным. И он стал вставлять один правильный многогранник в другой, по-разному комбинируя их и вписывая каждый в сферу — математический прообраз планетных орбит. По

строения эти обнаружили определенное сходство с небесным порядком, каким он виделся астрономам в те годы. Точные значения орбит у Кеплера, правда, не получились, и тогда он предположил, что есть разница между «мыслимой идеей круга и действительным путем планеты», поскольку «небесные движения — произведения не разума, а природы». Поэтому ему пришлось подправлять свою модель. Делать шары разной толщины. Скоро открыли новые планеты, запаса платановых тел не хватило, построения ученого рухнули. Однако именно в ходе этого геометрического эксперимента у Кеплера укрепилась поистине гениальная догадка, что орбиты планет — эллипсы!..

Платоновы тела долго оставались своеобразной игрушкой математиков. Но когда исследователи получили тончайшие инструменты для изучения глубин вещества, они оказались в центре внимания современных физиков, химиков, биологов. Известна была замечательная прочность, необыкновенная твердость кристаллов бора. Он наверняка мог сгодиться для обработки самых твердых сплавов. Крепость и твердость бора и прежде связывали с особым строением кристаллической решетки. И вот, когда ее сумели расшифровать, оказалось, что каждая элементарная ячейка кристалла представляет собой икосаэдр1 В двенадцати вершинах этой фигуры расположено по атому бора. Максимальная плотность, компактность такого каркаса, равная прочность во всех его правильных гранях немало служат замечательным свойствам бора. Чтобы вырвать хотя бы один атом бора, нужно «потревожить» всю предельно жесткую и плотную конструкцию.

Это свойство равной прочности, жесткости во всех гранях используют, кстати, в пакетах молока, в форме тетраэдра. Кроме того, они

28