Техника - молодёжи 1984-05, страница 56

Техника - молодёжи 1984-05, страница 56

дробностей предстоящих учений и по-бульдожьи держаться единожды принятого решения. Но в конце концов офицеры свыклись и, завидев на ходовом мостике фигуру командующего, были готовы беспрекословно выполнить самый неожиданный приказ.

В Триполи эскадра отдала якорь, и командир «Виктории» Бурк вместе с флаг-штурманом Хокинс-Сми-том спустился в адмиральский салон. На сей раз Трайон довольно подробно объяснил офицерам суть предстоящих учений. Выйдя в море, эскадра построится в две кильватерные колонны, дистанция между которыми составит 6 кабельтовых (1 кабельтов равен 185 м). Затем обе колонны повернут на 16 румбов (180°) навстречу друг другу, с тем чтобы вновь оказаться в строю двух колонн. Маневр не очень сложный, только Бурка и Хокинс-Смита смущала дистанция между колоннами, и командир флагманского броненосца тактично напомнил командующему, что диаметр циркуляции и «Виктории», и флагмана второй дивизии «Кемпердоуна» составляет 4 кабельтовых. Выходит, что одновременный поворот навстречу друг другу с дистанции 6 кабельтовых может привести к опасной ситуации. Поразмыслив, Трайон согласился увеличить дистанцию между колоннами, по крайней мере, до 8 кабельтовых.

Во второй половине дня эскадра вышла в море и к 14.20 оказалась

МОРЕ...

примерно в 4 милях северо-восточнее Триполи. Правую колонну вела «Виктория», левую возглавлял «Кем-пчрдоун», на мостике которого рядом с командиром броненосца Джон-стоном стоял младший флагман эскадры, контр-адмирал Маркхем. Оба внимательно вглядывались в силуэт «Виктории», четко рисовавшийся в 6 кабельтовых.

Именно это обстоятельство встревожило Хокинс-Смита, и он отправил к адмиралу флаг-офицера Джил-форда, попросив того осторожно напомнить Трайону о недавнем разговоре. Однако, выслушав Джилфорда, командующий буркнул: «Оставить 6 кабельтовых!» ■— и поднялся на кормовой мостик (оттуда были лучше видны следующие в кильватер корабли эскадры).

В 15.28 на мачте флагмана развернулись флажки семафора — начать маневр. Маркхем был поражен. Ведь расстояние между колоннами составляло всего 6 кабельтовых, а значит, отданный приказ грозит обер

нуться большими неприятностями. Повернувшись к Джонстону, контрадмирал недоуменно произнес:

— Но это же невыполнимо! — И, предположив, что сигнальщики флагманского броненосца что-то напутали, тут же велел поднять ответный сигнал до половины мачты. Это означало, что приказ Трайона нуждается в уточнении.

Трайон к этому времени перешел на носовой мостик и приказал передать Маркхему: «Чего вы ждете?» О согласии увеличить дистанцию между колоннами до 8 кабельтовых он и «е вспомнил.

— Нам не хватит двух кабельтовых, чтобы избежать столкновения! — тихо произнес Бурк, всматриваясь в разворачивающийся «Кем-пердоун». На мостике стало необычно тихо, только изредка слышался голос лейтенанта Ланиона, отсчитывавшего дистанцию.

— Возможно, они собираются обогнуть нас с внешней стороны строя, оставив по правому борту...— промолвил Маркхем. К сожалению, он мог только догадываться о намерениях флагмана.

А тот спокойно стоял перед штурманской рубкой, поглядывая на корабли, идущие за «Викторией». Наконец Бурк не выдержал:

— Мы рискуем оказаться слишком близко от «Виктории», сэр. Не пора ли нам предпринять что-нибудь? —• Трайон молчал. Через некоторое время командир «Виктории» вновь обратился к адмиралу — он просил разрешения дать левой машине ход назад, а потом отработать «полный назад» обеими машинами — только так теперь можно было смягчить ставший уже неизбежным удар. Трижды пришлось Бурку повторять просьбы, пока адмирал, помедлив, не дал согласия. Так было потеряно еще несколько драгоценных минут. И лишь за считанные секунды до столкновения Бурк приказал срочно задраить двери в водонепроницаемых переборках, межпалубные люки и вынести пластырь для заделки пробоины.

Ровно в 15.41 все 10 600 т «Кемпердоуна» на скорости 6 узлов ударили в правый борт «Виктории». Острый таран на 3 м пронизал небронированный участок корпуса флагманского броненосца впереди носовой башни главного калибра. Один из унтер-офицеров, отдыхавший в своей каюте, был насмерть перепуган, увидя над своей головой осыпанный угольной пылью нос чужого корабля,

«ЭТО Я ВО ВСЕМ ВИНОВАТ»

Примерно с минуту броненосцы стояли, сцепившись друг с другом. Потом машины «Кемпердоуна» заработали «полный назад», вздымая под

кормой горы пены, и стальной таран со окрежетом вышел из пробоины, куда тотчас же с ревом хлынула вода.

Капитан Бурк попытался отвести свой поврежденный броненосец к берегу, чтобы посадить его на отмель, но это привело лишь к тому, что напор воды, хлещущей внутрь «Виктории», усилился. Броненосец так скоро садился- носом, что матросов, пытавшихся по пояс в воде завести на пробоину пластырь, пришлось отозвать с полубака.

А что же Трайон? Внешне спокойный, адмирал осведомился у старшего офицера, сколько еще «Виктория» продержится на поверхности, и, получив обнадеживающий ответ, передал командирам «Дредноута» и других кораблей не торопиться со спуском шлюпок.

Спустившись вниз и проходя по слабо освещенным коридорам, капитан Бурк видел, как матросы торопливо задраивали двери в переборках. Заглянул в котельное и машинное отделения — там все оставались на местах. Да и на других постах моряки несли службу, будто ничего не случилось. Почти всем им через несколько минут довелось разделить участь своего корабля...

Поднявшись наверх, Бурк увидел на верхней палубе моряков и солдат морокой пехоты. Выстроившись по левому -борту, они терпеливо ждали команды спускать шлюпки, но Трай-

Острый таран «Кемпердоуна» на 3 м вошел в борт «Виктории».

„ВИКТОРИЯ

.КАМПЕРДОУН"

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Ьиктория?
  2. Два корабля вышли навстречу друг другу

Близкие к этой страницы