Техника - молодёжи 1984-05, страница 59

Техника - молодёжи 1984-05, страница 59
КАК
ИЗОБРЕСТИ ФОКУС

АНАТОЛИЙ КАРТАШКИН, кандидат техн гескьх наук, лце-президент Московского клуба

фО 7CJ [КГ

В приоСщении мол дежг к творческой деятельности важная роль принадлежи: любительским объединения» и клубам по интереса! .. Сейчас в стране их насчитывается несколько тысяч. Постановление Министерств ч культугы СССР и ЦК ВЛКСМ «О мерах по дальней шему улучшению д< ятельности любители ких объедиг ;яий, клубов по интеросам и дискотек» предо! 'авг ло нашей молодежи еще болыпи" возможности для юширениг общее! веннс полезной деятельности

Вот уже три года в Москве ф> акционирует новая творческа.1 организация — Московский клуб фокусников. Hay шым руководителем секции создания новых трюке в избран калдидат технические ияук, преподаватель Московского авиаци онного института Анатолий Карта:__<т..

Казалось бы, довольно странный факт, неожидан», э соединение несоединимою — искусство фокуса и научная работа. Мы попросили ученого рас( казать нашш» читателям о се<5е и своем увлечении

Думаю, что причьгчяыр выражения: «Он перепробовал много профессий» или: «Круг его увлечений чрезвычайно разнообразен» — вряд ли применимы ко мне. Во-первых, я дс сих п., раиотаю на той же кафедре МАИ. куда пр х-шел более двадцати лег назад после окончания школы А во-вторых, увлечение мое, жанр иллюзии и мань _ 1яции. тоже остается прежним. разве что чвание лауреата Москвы 1959 года среди школьников (а награду — книгу «Искусство фокуса» — мне вручил тогда сам автор, легендарный Алл1 -Вад* сменилось званием лауреата Всесо юзного фестиваля.

Считается, что фокусника уди-вчть трудно- Ьто л так и не так. Дс сих пор помн ") прохлад) таю

щего снега и пронзительно яркий свет весеннего солнца на запыленных после зимы окнах — именкп тогда я впервые открыл повесть Глеба Голубева «Голос в ночи» и долго сидел над ней в уютном читальном зал г библиотеки на Страстном бульваре, рядом с п лнотеат-ро: : «Россия».

Художница К година, от лица которой ведется рассказ, волею обстоятельств встречается с доктором Мсрисом ЖакоЬом, профессором психолсгии, окончившим Сорбонну и Цюрихский университет. Жаков, автор солидных научных трудов, известный ученый, вечерами выступает в вапьете под экзотическим именем Бен-Боя, короля современной Mai-ии! Фокусник и иллюзионист! Известие это шокирует привыкп-ую к < тер"отипам Кло дану . «Вот тебе и докто? Жакоб!» — вочмущается художница.

— Зачем вы занимаетесь этим?

— Видите ли, — отвечает Жакоб, — я изучаю скрытые pejep-вы человеческого организма, и прежде всего возможности человеческой психи:еи. «Познай самого себя» — этому мудрому завету три с лишним тысячи лет, а г*ы пока еще очень мало, до смешного мало, зн зм о < ебе, о своем мозге, о его поразительных возможностях. И вот знакомство с удивительными опыте ми и открытиями моих сл 1вных друзей — фокусников, факиров, иогор — дает илте-р генеиший материал для исследования в атой сложной области. Я у них mf< гому научился.

— Вы и в самом дели умеете проходить сквозь стены?

— Учет, — улыбнулся Жакой.

— Kst? Научите меня*

— Ну, во-первых, этому сразу не научишься. Начинать надо с детства. А потом: я не имею права разгла дать профессиональные секреты. У фо: лпникон тоже есть «кодекс чести: ..

Ис-.усстви иллюзиониста многолико. Доктор Жакой например, увидел в нем своеобразней полигон для дтсихологччеоких изысканий. Социологи, быть может, обра -тят внимание на исключив чьнз ю устой [ивость ртого феномена. Философы, возможно, зададутся вопросом о причинах возникновения 1.я учного знанчя в недрах магии. Но суще зтвование таинственной и заповедной Земли Сценического иллюзионизма имеет еше и свой, вполне самостоятельный высокий смысл.

Л^обое искусство. всматриваясь в окружающий на< мир, доноси/ до нас присущее толыи ему понимание этого мира, рае сказывает о нем каждое своим языком. Музыка говорит звуками, литература — слов«м, живопись — цвето"

и лчни1й, -ллюзиони im — трюком

(от франц. true — ловкии, искусный прием). Но, ставя своей целью проб^.кдение духи человека, его творческой мысли, искусство фокуса действует путем специфическим — через удивление.

Простой пример Спичечнг ш коробок, лежащий на ладочи исполните 1я, iM собой поднимается на ребро. Трюк не ахти какой. Но зрима„ невероятное ть, невозможность события Судоража* мысл„. Бj кет гипотез расцветает тут же Трснирова: вые ладоннь.о mi 1шцы? ГК [вс л жук внутри? Специальное у< тройство короб.ш, позвет. <г'ощер смещ.'ть цеьгр тяжести? Варяещии

МИР НАШИХ УВЛГН^НИЙ