Техника - молодёжи 1984-05, страница 60потоков воздуха над ладонью? Химическая реакция?^ Гипноз? Увы... Слова великого Пушкина: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман», в которых ощущается легкая улыбка поэта, здесь более чем уместны. Ибо секрет прост — нитка. Она прикреплена к коробку, пропущена внутри рукава и натягивается пальцами другой руки, на которую никто и не смотрит. Да, секрет трюка прост, зато цель — удивление, с которого начинается познание, — достигнута. Потому-то и неверно разделять фокусников на профессионалов и любителей — критерием является не оплата, но мастерство, уровень показа. Вот факт — голландец Фред Капе, признанный лучшим фокусником мира 60-х годов, завоевал высшую награду мирового иллюзионизма — «Гран-при» ФИСМа, будучи любителем. Затем такая же история повторилась с его учеником — Ричардом Россом. Мы не знаем, какой магический трюк был самым первым. Быть может, добывание огня из ничего, при помощи разве что двух деревянных палочек. Но мы знаем, что первого иллюзиониста, имя которого дошло до нас из глубин истории, звали Джеди. «...Принесли гуся и отрезали ему голову. Положили гуся у западной стены зала приемов, а его голову — у восточной стены. Джеди проговорил заклинание, и поднялся гусь, и пошел, переваливаясь, и голова его тоже поднялась ему навстречу. И вот голова гуся вновь приросла к его шее. Встрепенулся гусь и загоготал...» Так повествует древнее! ипетский папирус, «Весткар», хранящийся в ГДР, в Берлинском музее, о выступлении Джеди перед фараоном Хуфу. И хотя это представление состоялось примерно в 2900 году Еще секунду назад а руках Иман-та БРИЕДИТИСА (г. Рязань) ничего не было. до нашей эры, но трюки, удивившие фараона, сделали бы честь многим нынешним иллюзионистам... Иллюзионисты... Это чудодеи, работающие с крупными аппаратами. В их аттракционах появляются и бесследно исчезают люди и животные. Гранды волшебства, гиганты трюков. От их шедевров исходит ощущение сказочного всемогущества. Советский иллюзионист Кио, например, в мгновение ока превращал девушку в льва. Немецкий иллюзионист Каланат заставлял исчезнуть только что выехавший на. сцену легковой автомобиль. Даже известный кинорежиссер Орсон Уэллс явил на одном гала-шоу недюжинные способности иллюзиониста, распилив пополам популярнейшую киноактрису Марлен Дитрих, закованную в кандалы. Манипуляторы — иной клан. Иногда их называют — престидижитаторы. Гении быстродействия пальцами, асы ловкости рук. Шарики, платки, карты — вот их реквизит. Молодой голландский мастер Гер Коппер ухитряется «доставать из воздуха» полтора десятка зажженных свечей. Когда на сцене престидижитатор, в зале возникает атмосфера непрерывного удивления. Ее умеет создавать, например, советский манипулятор Арутюн Акопян. Упорный, каждодневный труд — вот что лежит в основе успеха престидижитатора. Но кто же придумывает фокусы? Кто их создает? В начале прошлого столетия на улицах Санкт-Петербурга можно было видеть живого, веселого старичка, седого как лунь, всегда ходившего пешком, несмотря ни на какое расстояние, и до самой смерти не употреблявшего никаких очков. Звали его Антон Маркович Гамулецкий, и был он один из первых русских изобретателей фокусов. В 1808 году, 55 лет от роду, он оставил государственную службу в чине коллежского регистратора и, обосновавшись в доме Керсте-на на Почтамтской улице в Петербурге, начал изготавливать иллюзионные автоматы. На 74-м году жизни он открыл «механический кабинет», в котором посетители, взмахнув волшебной палочкой, могли, например, разом остановить все часы, стоящие повсюду на столах, или, наоборот, снова привести их в движение. Но одним из наиболее удивительных иллюзионных изобретений Гамулецкого был золотой ангел - - огромный автомат-муляж величиной в рост человека. Ангел парил в воздухе над головами посетителей, а те не могли обнаружить ни подпорок, ни тросов. Десять лет трудился изобретатель, чтобы найти точное соответствие магнита и железа, чтобы удержать ангела в воздухе. Осенний день 18 ноября 1981 года. Он мне дорог. Когда я предложил эту дату своему другу, лауреату Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване, артисту Москонцерта Владимиру Рудневу, он удивился: «А почему именно этот день?» Не говоря ни слова, я написал на листе бумаги: «18.11. 81». И тут же выяснилось, что и справа налево, и в перевернутом виде, и с зеркалом, поставленным в середине горизонтально или вертикально, — «магическая» запись даты не изменялась. «Пойдет», — улыбнулся Владимир. Тогда-то, 18 ноября 1981 года, и родился Владимир ПЕРЕВОДЧИКОВ (г. Кемерово) протаскивает прозрачный шарф сквозь абсолютно целый ста-нан. Московский клуб фокусников (МКФ) — первая в кашей стране организация «волшебников». В мае 1982 года состоялся I съезд МКФ. На нем присутствовало 197 фокусников из многих городов Советского Союза. Президентом МКФ был избран Владимир Руднев. В ноябре 1982 года МКФ утверждается правлением ЦДРИ СССР, и четвертый четверг («День Ч» для фокусников) каждого месяца объявляется «магическим днем». С тех пор в «День Ч» уютный Каминный зал ЦДРИ заполняется любителями и профессионалами. Сидя за чашечкой кофе, они обсуждают проблемы развлекательного волшебства, присутствуют на семинарах, демонстрируют друг другу новые иллюзионные трюки... В июле 1983 года в Карловых Варах (Чехословакия) состоялся очередной 18-й Международный фестиваль магии. ЦК BJIKCM направил на него членов МКФ — за- / \
|