Техника - молодёжи 1984-12, страница 26

Техника - молодёжи 1984-12, страница 26

ментов зданий и сооружений, возведенных на набухающем грунте. Натурное обследование зданий Архангельска, подвергшихся деформации из-за набухания грунта, подтвердило результаты исследований. Уже рассмотрены возможные методы строительства на таких грунтах.

Вот несколько примеров практического применения разработки молодого специалиста. На архангельских кирпичных заводах стали выходить из строя обжиговые печи, хотели было их останавливать и строить новые. Натурные обследования с помощью методов Невзорова показали, что при проектировании печей были допущены ошибки в расчетах фундаментов: проектировщики не могли с достаточной достоверностью предвидеть то, как поведет себя глинистый грунт. Справиться с бедой помогла работа Александра. Печи отремонтировали, а ученые лесотехнического института дали рекомендации, как их нормально эксплуатировать. На основании разработок А. Невзорова спроектирован фундамент Строев-ской школы, восстановлено здание радиостанции Северного морского пароходства. А сам Невзоров с большим успехом защитил кандидатскую диссертацию... И неизвестно, кто этим был больше удовлетворен — учитель или ученик...

ОТ МАКЕТА -

К СЕРИИ

Знакомство мое с Юрием Бутсн-ко произошло в комитете комсомола предприятия. По каким-то едва уловимым внешним признакам я угадал, что он родом с юга. И действительно — родился «у самого синего в мире...», учился в Николаевском кораблестроительном, закончил его специалистом по технологии и оборудованию сварочного производства. По распределению приехал в Архангельск, теперь уже к Белому морю, да так здесь и остался. По душе пришлась работа, за которую он сразу взялся вместе с таким же молодым специалистом из Ленинграда Михаилом Прони-ным-Валсамаки. А суть ее вот в чем...

Известно, что сварка крупногабаритных конструкций из среднелеги-рованных сталей производится, как правило, аустенитными материалами, легированными хромом и никелем. И здесь проблема такая. Использование этих дефицитных металлов значительно увеличивает стоимость электродов, что, в свою очередь, ведет к увеличению себестоимости продукции. Это с одной стороны. С другой — при сварке

аустенитными материалами плавится не только электрод, но и металл свариваемой конструкции в районе шва. А поскольку это недопустимо, то требуются низкие параметры режима сварки. Отсюда — недостаточная прочность наплавленного металла, и надо увеличивать габариты шва. Если же все-таки увеличивать параметры режима сварки, то плавится, как мы уже говорили, металл конструкции и появляются трещины. Брак. Так где же выход?

Заменить аустенитные материалы другими, более дешевыми, но которые могли бы обеспечить высокую прочность Шва при высоких параметрах режима сварки? Да, такая возможность имеется, существует и технология сварки с использовани ем низколегированных материалов. Но сдерживающим фактором здесь является то, что для обеспечения необходимого качества сварных соединений требуется предварительный, сопутствующий, а иногда и выравнивающий подогрев свариваемых кромок. Метод такой существует, но понятно, что он очень трудоемок, нетехнологичен.

Молодым специалистам предстояло решить сложную задачу: изыскать новые средства подогрева крупногабаритных конструкций, обеспечивающие заданный термический цикл, отработать технологию подогрева при автоматической сварке и исключить при этом разбавление наплавленного металла основным во избежание возникновения трещин.

Начался поиск. Прежде всего было решено отказаться от применения ацетилено^кислородных горелок открытого пламени: они не обеспечивали необходимый подогрев конструкции, да и газы эти дороговаты — кубометр ацетилена стоит 1,37 руб., а кислорода — 0,23— 0,25 руб. Использовали нагреватели инфракрасного излучения, работающие на природном газе, которые серийно выпускаются промышленностью и могут быть приобретены любым предприятием. Кстати, стоимость природного газа — 5 коп. за кубометр. Стандартные нагреватели объединили и расположили так относительно друг друга, чтобы они обеспечивали строго заданный технологией температурный режим сварочных работ.

Приборы контроля взяли также серийные — подошел агрегатный комплекс АПИР-С. Сварочный агрегат был взят обычный. Так возникла макетная действующая уста новка, которая подверглась тщательному испытанию и совершенствованию. Затем было разработано задание для научно-производственного объединения Союзпромгаз на подготовку чертежей и технической документации. И вот родилась установка УНЦ-2,5.

Юрий Бутенко.

Об этой работе Юрий Бутенко сделал доклад на конференции молодых специалистов предприятия, и она была рекомендована к внедрению. А в начале этого года Юрий выступил с докладом уже на отраслевой конференции, и опять детище Юрия и Михаила заняло призовое место. Это был успех.

Еще бы! Удалось отказаться от дорогих аустенитных материалов, нетехнологичного подогрева с помощью ацетилено-кислородных горелок, значительно поднять производительность труда на сварке крупногабаритных конструкций и снизить их себестоимость. Ранее-то ни сварочных работах было занято восемь высококвалифицированных сварщиков, установку же УНЦ-2,5 обслуживает только один оператор. По старой технологии ежегодно браковалось до пяти готовых конструкций, а сегодня? На мой вопрос Юрий ответил:

— Да вот уже четвертый год работаем без брака. И вообще брак может быть только из-за недобросовестности оператора установки. Годовой эффект от ее внедрения 192 тысячи рублей...

За свои разработки Юрий Варфоломеев, Александр Невзоров и Юрий Бутенко удостоены звания лауреатов премии Архангельского обкома ВЛКСМ в области науки и техники имени М. В. Ломоносова.

24