Техника - молодёжи 1984-12, страница 59

Техника - молодёжи 1984-12, страница 59

Отклики на дискуссию о долголетии (см. «ТМ» № 4—6 за 1984 год) показывают, что вопросами продления человеческой жизни интересуются многие наши читатели (в том числе и весьма молодые). Издавна (вспомним хотя бы знаменитых «струльдбругов» Дж. Свифта) занимает эта проблема и писателей-фантастов. Лежит она и ■ основе обоих предлагаемых вашему вниманию рассказов, ничуть, впрочем, друг на друга не похожих. Польского писателя Я. Зайделя заинтересовал |обсуждаемый и в научных кругах) способ межзвездного полета путем использования так называемого «корабля поколений» — нерелятивистского, «медленного» звездолета, который летит к месту назначения многие сотни пет и на борту которого, естественно, сменяются поколения космонавтов. На эту тему, кстати, тоже написано очень много научно-фантастических произведений (пример — классический рассказ К. Саймака «Поколение, достигшее цели»). Такой интерес не случаен: экипаж «корабля поколений» является для писателей отличной моделью группы людей, сознающих, что ре-

вправе человечество растрачивать богатства, накапливаемые в каждом живущем на Земле? Человек должен жить не одну сотню лет, а несколько... Так размышлял будущий Мирвлади. С тех пор эти мысли вершили его судьбой. Они заставляли ■исступленно работать, думать, искать и работать...

Но какое-то внутреннее беспокойство слишком уж часто посещало его, заставляя вспоминать минувшее. И чем отдаленнее было прошедшее, тем отчетливее и острее оно всплывало п памяти. Он не всегда осознавал причины этой ностальгии. Порой воспоминания были столь тягостны, что вынуждали его куда-то идти, хвататься за любое дело: лишь бы приглушить боль.

...Самые тяжелые воспоминания были связаны с ней. Впервые он поцеловал ее, когда поймал в озере. Как русалку. Тогда была теплая я светлая ночь. Луна танцевала медленный вальс, плавая в разливе ночного неба и ныряя за верхушки деревьев. Ветки тихонько покачивались в звездной черноте. В прибрежных кустах таинственно темнели садовые скамейки. Светящийся песок шуршал под ногами. Он будто предчувствовал встречу. Что-то непонятное заставило сделать непозволительное — отложить работу в сторону. Имея за плечами более ста лет мудрости и огромный авторитет, не так-то просто по-мальчишески броситься в ночь. Сейчас молодая кровь отшвырнула этот столетний академизм, а крепкие мышцы понесли тело в озерную темноту. Он услышал плеск, и из темно-голубого тумана, стелющегося над водой, перед ним вдруг возникло девичье лицо. Она не испугалась. Может, ждала? Их глаза сразу нашли друг друга. Она была молода, хороша. Он поначалу стушевался. Но как приятно держать ее на руках я осторожно выходить на берег. Она не сопротивлялась, доставляя ему удовольствие нести себя. Мокрые и перепачканные песком, они были счастливы тогда.

Потом, будучи мужем и женой, они не сговариваясь, порознь и будто тайно, бежали ночью к озеру и каждый раз выплывали из ночного тумана навстречу друг другу в одном и том же месте. «Здравствуй, девушка!» — шелестел над водой его голос. «Здравствуй,

жизни. Но и здесь научно-техническое решение («укрощение» раковых заболеваний) позволяет по-новому взглянуть на проблему смысла жизни: как быть, когда цель, которой ты себя посвятил, достигнута, а впереди у тебя — вечность!..

О Януше Зайделе мы уже рассказывали читателям (см. «ТМ» № 10 за этот год). Стоит добавить, что его произведения удостоены премии IX Европейского конгресса НФ («Еврокон»), состоявшегося в апреле 1984 года в английском городе Брайтоне. Там же Я. Зайдель был единогласно избран в состав руководства международной организации фантастов-профессионалов («World SF»)

Рассказ «Авария» был признан одним из лучших на международном конкурсе, проведенном в 1980 году «Техникой — молодежи», «Млодым техником» (ПНР) и «Орбитой» (НРБ).

Владимир Тычина — московский врач, кандидат медицинских наук. Рассказ «Биография» — его дебют в жанре научной фантастики.

юноша!» — всплескивала она. Мокрый песок приятно охлаждал их гибкие тела... А потом все чаще и чаще она не находила в тумане ночного озера его счастливых глаз-

Время шло своим чередом, но он потерял ему счет. Любил ли он ее? Любил. И до сих пор любит. Конечно. Она тоже любила его. Но не приняла его отрешенности, не разобралась в причинах его равнодушия к суетности быта и, наверное, считала, что больше не любима. Она была поэтической женщиной и никак не могла примириться с его рационализмом. Не могла пробить брешь в его деловой исступленности. Время было дорого ему. Расстаться с ним он не мог. Ему нужно было успеть! А она слишком любила его: не захотела подвергаться ренессансу и предпочла всего одну жизнь. Мирвлади поздно понял цену потери, цену ее жертвы. Она подарила сына, но более ждать не захотела...

Сын вырос сильным, красивым и нетерпеливым. Сын не пошел по стопам отца. ,Он отправился в звездный полет. Потом их было много... Сын вернулся к отцу, носившему уже к тому времени имя Мирвлади. Он вернулся, чтобы попасть сразу в центральную операционную для проведения первого в его жизни ренессанса. Сыну было за шестьдесят.

Мирвлади вспомнил свой первый центральный операционный зал, уже в то время совершенно непохожий на эпохальные хирургические операционные. Здесь совершалось таинство — регенерация тканей человека! На основе собственных, но постаревших тканей, с помощью прирученной опухолевой реакции создавались новые молодые клетки, органы и целые системы организма. Он, как волшебник из сказки, превращал юные и агрессивные раковые клетки в незаменимых тружеников. По его команде они становились на место отживших и дряхлых клеток. Молодая жизнь начиналась снова. Понятие «старость» не существует более. Мирвлади и коллега гордятся. Теперь говорят: постарел, тре-

зультат их трудов проявится лишь спустя многие годы после их смерти. Фантасты пытаются найти морально-этические стимулы, которые наполнили бы жизнь «промежуточных» поколений смыслом, без какового, как они справедливо полагают, вся затея заранее обречена на провал. Януш Зайдель, физик по профессии, решает задачу «от противного», предлагая идеальный на первый взгляд выход: уходящие из активной жизни поколения космонавтов одно за другим погружаются в анабиоз, с перспективой пробуждения по завершении экспедиции. Таким образом, его герои целиком полагаются на науку и технику; однако вопросы социально-этического плана (к числу которых, несомненно, относится и проблема «корабля поколений») не могут быть решены чисто научно-техническими средствами, и писатель наглядно это показывает. И оставляет место для обобщения. «Земля — это тоже корабль поколений», — говорит один из его героев...

В рассказе же В. Тычины речь идет о практически неограниченном продлении активной человеческой