Техника - молодёжи 1985-03, страница 10

Техника - молодёжи 1985-03, страница 10

ЛЕТАЮЩИЕ АЙСБЕРГИ"

Бе появления, как всегда, ждали. К встрече с ней тщательно, как никогда, готовились.

С 1977 года самые большие телескопы планеты зондировали небо вблизи созвездия Ориона, высматривая комету Галлея, каждые 76 лет появляющуюся вблизи Солнца.

16 октября 1982 года на крупнейшей в США Маунт-Паломарской обсерватории удалось получить снимки звездообразного объекта 24-й величины.

— Это она! — уверенно объявили наблюдатели, разглядев на рекордном удалении, в 11 раз превышающем расстояние от Земли до Солнца, еле различимую точку. Ее блеск был в десятки миллионов раз слабее, чем у звезд, наблюдаемых невооруженным глазом.

Сравнив данные о появлениях кометы Галлея с 11 года до н. э. по 1910 год, астрономы установили, что на этот раз расположение ближайшей к Солнцу точки комет-ной орбиты — перигелия — в феврале 1986 года будет наиболее неблагоприятным для наблюдений за ней в последние 2000 лет. Но только лишь с Земли! А вот что касается запланированных на 1986 год наблюдений кометы с помощью автоматических межпланетных станций, то они-то как раз и могут произвести революционный переворот в наших знаниях о вселенной.

ГАЛЛЕЙ И ДРУГИЕ «ЛОВЦЫ КОМЕТ»

Впрочем, ученым грех жаловаться на недостаток или неинтерес-ность информации к размышлению, периодически им поставляемой малыми телами солнечной си

стемы, и в частности кометами. Восхождение «косматой звезды» — а именно так звучит перевод греческого слова «кометос», — которая своей фантастически яркой, подчас пугающей красотой превращало «королеву ночи» Луну во второразрядное небесное тело, всегда было не только эмоциональным, сильно действующим на созерцающую публику зрелищем. Как правило, это оказывалось и заметным событием в науке, сопровождавшимся «скачком» знаний в небесной механике, астрономии, планетологии, космогонии и других ее отраслях.

Особенно велико число открытий, так или иначе связанных с появлением кометы Галлея. Блистательный каскад догадок и открытий сопровождал ее наблюдения.

В 1704 году, готовя к печати свой ставший впоследствии знаменитым «Обзор кометной астрономии», профессор геометрии из Оксфорда Эдмунд Галлей заметил, что 3 из 24 им описанных по архивным источникам комет, имея довольно близкие орбиты, были обнаружены на земном небосклоне со средним интервалом в 74— 76 лет. Уж не шла ли речь об одном и том же небесном теле?

Углубившись в исторические хроники, Галлей находит еще доказательства своей правоты: в 1301, 1378, 1456 годах «косматые звезды» также появлялись на небе и примерно с таким же интервалом.

Объяснив небольшую разницу в их периодах тем, что крупные планеты могут возмущать траектории малых небесных тел, Галлей делает вывод, обессмертивший его имя: «...с уверенностью решаюсь предсказать возвращение той же кометы в 1768 году. Если она вернется, нет более никакой причины сомневаться, что и другие кометы должны возвращаться».

Галлей умер, не дождавшись подтверждения своего прогноза, кстати, одного из самых ярких в истории науки. Вычисленная же им «на кончике пера» космическая странница пожаловала лишь в 1769 году (задержавшись в пути вследствие возмущающих воздействий других планет, которые невозможно было учесть из-за недостаточно разработанного тогда математического аппарата). Ей дали имя Галлея. Ее восхождение, подтвердив правильность кометной теории, оказалось главным доказательством ньютоновского закона всемирного тяготения.

В 1835 году выдающийся астроном из Дерпта (ныне Тарту) В. Я. Струве, наблюдая в телескоп необычайно развитую кому — атмосферу кометы, обратил внимание на подобие в процессах ее свечения с северным сиянием.

Заметив тогда же, что две небольших звезды хотя и оказались закрытыми пышным кометным хвостом, но тем не менее своего первоначального блеска почти не ослабили, ученый сделал вывод о необычайно малой плотности кометного вещества.

Это довольно тонкое наблюдение было подтверждено инструментально в 1910 году — тогда комета Галлея перемещалась перед солнечным диском. Появившись на фоне Солнца, она исчезла! Во всяком случае, ни в мощные длиннофокусные рефракторы, ни в зеркальные рефлекторы с метровыми зеркалами, которыми к тому времени были оснащены Пулковская и другие обсерватории, наблюдатели не заметили на фоне светила ни малейшего следа.

Выходит, что огромная, в треть миллиона километров, газопылевая голова кометы оптически прозрачна, а ее твердое ледяное ядро столь невелико, что разглядеть его даже с помощью лучших астрономических инструментов невозможно?! По сделанным тогда оценкам (ныне, как мы увидим ниже, использованным при построении инженерной модели кометы Галлея), ее ядро не превышает нескольких километров в диаметре.

Кстати, в том же 1910 году произошло довольно редкое событие, о котором накануне много и с большим волнением писалось и говорилось: Земля должна была пройти сквозь хвост кометы.

Высказывались самые невероятные предположения, в пророчествах и предсказаниях не было недостатка. «Погибнет ли Земля в текущем году?» — вопрошали броские заголовки газет. Кое-кто стал под шумок подторговывать таблетками, которые якобы обладают «антикометным» действием. Страхи оказались пустыми. Ни вредоносных сияний, ни бурных метеорных потоков, ни каких-либо других необычных явлений отмечено не было. Даже в пробах воздуха, взятых иа верхних слоев атмосферы, не обнаружено ни малейших изменений. Выходит, кометные хвосты даже при непосредственном контакте не способны губительно воздействовать на земную атмосферу?

8