Техника - молодёжи 1985-04, страница 7

Техника - молодёжи 1985-04, страница 7

встретил в воздухе 52 немецких Ю-87, направлявшихся бомбить наши плацдармы на правом берегу реки. Решение было принято мгновенно: «Атаковать». И восьмерка Ил-2 пошла в лобовую атаку. Сбив восемь вражеских самолетов, наши летчики разогнали остальные, так и не допустив их к наземным войскам. Только после этого эскадрилья приступила к выполнению основной задачи: начала штурмовать фашистские танки. Подвиг моих однополчан высоко оценил командующий 2-м Украинским фронтом И. Конев* Командир эскадрильи был удостоен звания Героя Советского Союза, остальные участники боя награждены орденами. Сам по себе факт выдающийся. Но, что еще важнее, не единственный.

Через несколько дней заместитель командира полка по политической части гвардии майор Мельников в районе города Пятихатка встретил при подходе к своей цели около 80 (!) бомбардировщиков Ю-87. Замполит принимает такое же по смелости решение. Десятка Илов стремительно врезается в боевые порядки «юнкерсов», выгоняет их с нашей территории, после чего старательно штурмует позиции вражеских войск. У наших потерь нет, а десять самолетов врага после боя не вернулись в свою часть.

Итак, два вылета, два воздушных боя и две штурмовки. Счет 18:0 в пользу советских летчиков. Этот бесспорный факт подтверждает наше умение, наше моральное превосходство над врагом.

Большинство из 215 вылетов в войну мне пришлось выполнять в составе экипажа, малых и больших групп, быть ведущим, то есть командиром, который управлял боем, отвечал за выполнение боевой задачи, нес ответственность за жизнь людей. Не всегда все получалось удачно. Пришлось и мне потерять за войну два самолета. От всех снарядов и пуль, видимо, увернуться невозможно.

Наш экипаж шел через бои с истребителями и зенитной артиллерией врага, нападал и защищался. Только в воздушных сражениях мы уничтожили 14 фашистских самолетов. А стрелок гвардии старшина Дмитрий Никонов — восемь из этого числа (семь истребителей и один бомбардировщик).

Никонов смог, как никто другой, удачно противопоставить крупнокалиберный пулемет Березина и свое умение пушкам и пулеметам фашистских истребителей, их маневренности. Не только я, но и многие летчики нашей группы не раз были обязаны ему жизнью. Печально, но так, к сожалению, бывало, есть и будет. Человек с честью прошел тя

желейшую войну, но не выдержал испытание миром и славой.

Солдаты Великой Отечественной, пройдя через огонь боев, после войны должны были пройти через новые жизненные испытания, которые подчас оказывались не легче. Так уж устроен мир: у каждой эпохи свои ценности* свои ритмы, свои

194В-198В =

ти стопроцентно гарантирует жизнь, риск минимален. Но Николай Николаевич принимает другое решение: не бросать, а сажать машину на аэродром. После тяжелого ранения и контузии он находит в себе силы спасти самолет.

Могла ли полковника постичь неудача! Да. Но он сознательно по-

fx

ill:

скорости. И независимо от того, седой ли ты солдат или только входящий в жизнь юноша, тебе почти каждый день приходится решать; «Как поступить!», «С чем согласиться!», «От чего отказаться!»

...Семидесятые годы. Летчик мирного времени, командир полка полковник Н. Григорук выполняет на учебно-боевом самолете разведку погоды. Обыкновенный полет. Никакой опасности не предвидится. Но вдруг в кабину пилота многотонным снарядом (учитывая громадную скорость) ударяется птица, пробивает стекло, ранит летчика, повреждает ему глаза. Вот так, как всегда неожиданно, складывается обстановка смертельной опасности. Машина летит вблизи земли. Что делать! Первое и самое простое решение — воспользоваться парашютом. Он поч

Генерал М. П. ОДИНЦОВ в кабине современного самолета.

шел по более опасному пути и спас самолет. Подвиг командира полка был высоко оценен: он был награжден орденом Красного Знамени.

А вот пример из восьмидесятых годов. Демократическая Республика Афганистан, аэродром Хост. Экипаж советского военно-транспортного самолета Ан-12 выгружает бочки с бензином. Неожиданно появившаяся банда душманов открывает сильный огонь. Ранен в правую руку командир корабля Виктор Царалов, ранены бортовой техник Константин Ге-оргиади, старший воздушный радист Николай Пономаренко, убит помощник командира Алексей Логинов. Самолет, получивший множество пробоин, оказывается неисправным.

5