Техника - молодёжи 1985-05, страница 46

Техника - молодёжи 1985-05, страница 46

стрельбы. После этого пудовые «единороги» прежних образцов стали называть «короткими» в отличие от новых — «длинных».

Для некоторых стволов ввели цапфы и цапфенные заплечики одинаковых размеров, чтобы унифицировать лафеты для различных орудий. Так,' стволы 36-, 24- и 18-фунтовых пушек и пудовых «единорогов» ставились на одинаковые лафеты. Единый лафет применялся для полупудовых «единорогов» и 12-фунтовых пушек, а также для четвертьпудовых «единорогов» и 6-фунтовых пушек.

Тогда же некоторые устаревшие артсистемы сняли с вооружения, 3-фунтовые орудия заменили чет-вертьпудовыми, 6-фунтовые мортиры четверть- и полупудовыми «единорогами», пудовые «короткие единороги» — «единорогами» того же калибра, но нового образца.

В 1839 году приняли на вооружение новый лафет для осадных орудий. Он состоял из двух коротких дубовых станин, между которыми находился сосновый брус определенной длины. Вертикальная наводка орудий осуществлялась с помощью подъемного винта.

В том же году для крепостных пушек и «единорогов» ввели высокий крепостной и низкий казематный лафеты, устанавливаемые на поворотной платформе. В зависимости от особенностей укрепления и задач, решаемых артиллеристами, применялся тот или иной лафет для одинаковых артсистем. Высокий лафет конструктивно состоял из двух вертикальных и связанных с ними наклонных станин, между которыми располагался средний брус. В верхней части вертикальных станин имелись цапфенные гнезда, в нижней— вырезы для оси двух чугунных колес. Низкий казематный лафет представлял собой две горизонтальные станины, соединенные подушками, и деревянную ось с парой колес. Подъемный механизм орудий также состоял из вертикального винта.

Преобразования артиллерийского дела позволили не только упро-стить и ускорить производство ство-ui лов, лафетов и боеприпасов, но и

усовершенствованных шкал помогало наводчикам вести точную стрельбу по противнику.

Правда, прицелу Бестужева были свойственны и недостатки. Перед каждым выстрелом канонирам приходилось снимать его с орудия во избежание поломок при отдаче, что замедляло темп стрельбы. И все же устройство Бестужева было гораздо удобнее прицелов предшествующих образцов и вполне отвечало требованиям 30—50-х годов XIX века.

В тот же период были созданы и улучшенные образцы квадрантов, традиционных прицельных приспособлений. Так, «а вооружение артиллерийских подразделений поступил квадрант новой конструкции. Он состоял из медной линейки с сектором в четверть окружности, а также уровня. На дугу сектора наносилась шкала в градусах (от 0 до 90°) с точностью до 30'. К ее центру крепился подвижной указатель с уровнем, также оснащенным шкалой. Все это позволяло измерять углы с точностью до 5'.

...Боевой опыт Отечественной войны 1812 года показал, что пехотным и кавалерийским дивизиям необходима «своя», штатная артиллерия, которая постоянно подчинялась бы их начальникам.

Уже в 1814 году всем пехотным дивизиям российской армии придали артиллерийские бригады, а спустя два года каждую кавалерийскую дивизию усилили двумя конйо-ар-тиллерийскими ротами. Нововведение значительно увеличило огневую мощь дивизий, и они отныне смогли оперативно поддерживать действия пехотинцев и кавалеристов.

В 1819 году сформировали несколько артиллерийских дивизий, а после войн с Персией и Турцией появились конно-артиллерийские дивизии. Каждая из них состояла из од-ной-двух батарейных и двух-трех легких рот. Прежние артиллерийские роты преобразовали в батареи, тактические единицы, действовавшие в бою самостоятельно.

В итоге артиллерийское дело обрело в России известную стройность и единообразие. Такая система отвечала требованиям времени.