Техника - молодёжи 1985-09, страница 51

Техника - молодёжи 1985-09, страница 51

клуб электронных игр

ного останова, предусмотрен еще и дополнительный, демонстрационный: на индикаторе при этом загорается видеосообщение, наглядно показывающее, где находится в данный момент корабль. После появления видеосообщения нуж но нажать С/П

В нормальной ситуации основной и демонстрационный остановы чередуются: если демонстрационный останов начинает повторяться, это означает, что корабль достиг поверхности и ПМК методом последовательных приближений рассчитывает значения переменных величин в момент посадки. В этом случае следует нажимать С/П до появления на индикаторе цифры 0 (сигнал о посадке).

Если цель полета — выйти на круговую орбиту, то в ходе маневрирования нужно добиться того, чтобы горизонтальная скорость по возможности совпала с первой космической скоростью для данной высоты, а вертикальная равнялась нулю. В противном случае орбита получится эллиптической, а если она еще и пересекается с поверхностью небесного тела, то это, естественно, не приведет ни к чему хорошему.

Взлет и посадка производятся точно так же, как и при работе с программами «Лунолет-1» и «Лунолет-2». Аналогично выполняется и переход к новому варианту.

Расход топлива при маневре не должен превышать 5% от полной массы корабля (для лунолетов класса «Кон-Тики» это составляет 100—200 кг, в за висимости от наличного запаса топлива) Не рекомендуется также задавать время маневра больше 100 с. Последнее ограничение снимается лишь в свободном полете, после выхода на орбиту; но и в этом случае следует анализировать ситуацию хотя бы каждые 1000 с.

Главные неприятности, подстерегающие космонавта при полетах на низких окололунных орбитах, - это локальные концентрации массы (масконы) и неровности рельефа Что гакое неровность рельефа, понятно это просто гора. А вот что такое маскон?

Сразу после запуска первых искусственных спутников Луны обнаружилось, что их орбиты искажаются (/ничем существенно, на десятки и сотни метров) под влиянием какого-то неизвестного фактора, хотя, казалось бы, учтено было все: гравитационные возмущения от Земли, Солнца и даже... давление солнечных лучей. Причиной этих искажений оказались так называемые масконы — скрытые под поверхностью Луны скопления более плотных пород, нежели окружающие. По поводу происхождения масконов среди ученых все еще нет единого мнения; зато известно, что средний маскон проявляет себя как точечная масса, составляющая по величине 10 6— 10 я массы Луны и залегающая на глубине порядка 50 км. Нетрудно при кинуть, что в эпицентре, непосредственно над масконом, возникает дополнительное гравитационное ускорение порядка нескольких миллиметров в се

кунду за секунду. Казалось бы. это совершенно ничтожная величина; однако, как уже отмечалось, действие масконов приводит к значительным изменениям орбит лунных спутников Как это выглядит на практике, можно проверить экспериментально с помощью следующей программы:

ОО.Сх 01.ИПА 02.+ 03.ПА 04.ИП7 05,— 06.Fx<0 07.14 08.ИПВ 09./—/

10.-н 11. П2 12.БП 13.31 14.С/П 15.П9 16.П8 17.П2 18ч- 19.ИГ1Д 20.ИП8 21, 22.Fx>0 23.00 24.ПД 25.ИП5 26.+ 27.-ь 28.ИП6 29.Х 30.П8 31.ИП8 32.ИП9 33.Fsin 34.X 35.ИПВ 36.ПП 37.77 38. И ПС 39. X 40.ИГ13 41.-f- 42.+ 43.—' 44.ИП2 45.X 46.ИПО 47.+ 48.П0 49.ПП 50.70 51 ИПС 52 + 53.ПС 54.ИП0 55.ПП 56.77 57,— 58.ИП4 59.— 60.ИП8 61.ИП9 62.Fcos 63.Х 64.+ 65.ИП2 66. X 67.ИПВ 68.+ 69.ПВ 70.FBx 71+ 72.ИП2 73.Х 74.2 75,-Ь 76.В/0 77.ИПО 78.Х 79.ИП7 80.-Н 81.ИПС 82. ИПЗ 83.-^ 84.Farctg 85.Fcos 86.Fx2 87.FBx 88.Х 89.ИП1 90.X 91.В/О

Пользоваться этой программой (называется она, естественно, «Маскон») не сложнее, чем программой «Луно-лет-3», на базе которой она разработана. Комплект исходных данных остается примерно тем же, только вместо видеосообщений в регистры 1 и 3 нужно занести соответственно дополнительное гравитационное ускорение в эпицентре маскона в м/с2 (например, 0,01) и глубину залегания маскона в метрах (например, 50 000). Кроме того, измерять расстояния в угловых единицах при сравнительно небольших перемещениях не очень удобно; поэтому в программе «Маскон» вместо полярной системы координат используется прямоугольная с началом в эпицентре маскона, а в регистре С откладывается горизонтальная координата корабля в метрах. Напри мер, если он стартует в направлении маскона с расстояния 500 км. в регистре С должно размещаться число -500 000. Первая космическая скорость программой «Маскон» не рассчитывается; ее нетрудно вычислить при анализе ситуации с помощью команд ИП7 ИП4 X FV (в отличие от «Луно-лета-3» сила тяжести здесь от высоты не зависит). При приближении к мас-кону рекомендуется задавать время маневра не более 10 с. В остальном правила обращения с программой остаются прежними.

До сих пор мы имели дело с небесными телами, гладкими как бильярдный шар (во всяком случае, это молчаливо подразумевалось). Для моделирования маневров космических аппаратов в сложных условиях высокогорья служит программа «Вершина»:

00.ИПА Ol.FxcO 02.16 03. | 04.ИП2 05.XY 06. Н- 07.Fx2 08.FV 09.ПП 10.89

11.П2 12.ПП 13.33 14.Fx=0 15.03 16.С/П 17.П9 18.П8 19.П2 20.-Н 21.ИПД 22.ИП8 23. 24 Fx>0 25.00 26.ПД 27.ИП5 28 + 29 ч- 30.ИП6 31.X 32.П8 ЗЗ.ИПС 34.ИП8 35.ИП9 36.Fsin 37.X 38.ИПВ 39.НПО 40-X 41.ИП7

42.43,— 44.ИП2 45.X 46.ИПО 47 + 48.ПО 49.ПП 50.86 51.+ 52.ПС 53.ИПО 54.Fx2 55.ИП7 56. -н 57.ИП4 58 -59.ИП8 60.ИП9 61.Fcos 62.X 63.+ 64.ИП2 65.X 66.ИГ1В 67 + 68.ПВ 69.ПП 70.86 71.ИПА 72.+ 73.ПА 74.ИПЗ 75.ИПС 76.ИП1 77.78.Fx2 79.1 80.+ 81.-г- 82,- 83ИП7 84 — 85.B/0 86.FBx 87.+ 88.ИП2 89 X90.2 91.ч- 92.В/О

Правила обращения с этой програм мой такие же, как и с предыдущей. В регистр 3 заносится высота горы в мет pax (например, 5000), в регистр 1 полуширина горы (тоже в метрах) на высоте вдвое меньшей. Начало координат располагается в центре основания горы, в регистре С откладывается го ризонтальная координата корабля в метрах. При первом останове и в слу чае блокировки программы из-за перерасхода топлива на индикаторе высвечивается расстояние от центра планеты, во всех остальных ситуациях — текущая высота полета (с учетом релье фа).

С помощью программ «Лунолет-3», «Маскон» и «Вершина» вы сможете неоднократно пройти окололунным маршрутом «Кон-Тики», испытать на опыте опасности таких рейсов. Но космонавт должен быть всегда в форме — впере ди нас ожидают еще более тяжелые испытания. Встретить их во всеоружии может лишь тот, кто выполнит наше очередное задание.

1. Программа «Лунолет-3» Повто рить окололунное путешествие «Кон-Тики» Комплект исходных данных: 1 62 П4 2250 П5 3660 П6 1738000 П7 ПА 0 ПО ПВ ПС 3500 ПД. Взлететь, выйти на круговую орбиту высотой 4000 м, облететь Луну и совершить мяг кую посадку в точке старта (угловое расстояние корабля от центра видимой стороны должно составлять при этом 360 градусов; ошибка всего в один гра дус — это примерно 30 км вдоль лун ной поверхности).

2 Программа «Маскон» исходные данные: 400000 /—/ ПС 0,02 П1 50000 ПЗ, остальные те же, что и в предыду щем случае. Стартовать, выйти на круговую орбиту высотой 3000 м, пролететь над масконом и совершить мягкую по садку в 500 км за ним.

3. Программа «Вершина», исходные данные: 400000 / / ПС 10000 П1 ПЗ, остальные те же, что и в предыдущем случае Стартовать и совершить мягкую посадку на вершине горы (в точке с горизонтальной координатой 0).

4. Прав ли был Коршунов, когда демонтировал 50 кг навигационной аппа ратуры? Зачем он так поступил?

5. К какому приблизительно перерасходу топлива привела встреча «Кон-Тики» с масконом?

6. Видите ли вы какой-нибудь выход из сложившейся на «Кон Тики» ситуации (кроме того, который предлагает Коршунов)?

Ответы и варианты (последовательности команд) присылайте в редакцию. Срок, как обычно, один месяц.

49