Техника - молодёжи 1985-12, страница 19

Техника - молодёжи 1985-12, страница 19

Проблемами плавания в арктических морях немало занимался основатель отечественного регулярного флота Петр I (недаром же современный сухогруз ледового класса называется «Петр Великий»!), а М. В. Ломоносов, обобщив опыт поморов, теоретически доказал существование Великой сибирской полыньи. Под этим термином подразумевается район Северного Ледовитого океана, где круглогодично бывает битый лед, встречаются разводья, участки, затянутые тонкой коркой льда. В наши дни расчеты Ломоносова подтвердила аппаратура искусственных спутников Земли. Великий помор был одним из инициаторов экспедиции адмирала

B. Я. Чичагова, который в 1765 году должен был «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее». Однако ограниченные воз можности небольших парусных судов помешали успеху этого предприятия, которое (из Владивостока в Архангельск) удалось лишь в начале нашего века экипажам паровых гидрографических судов «Таймыр» и «Вайгач».

Планомерное же наступление на цар ство «белого безмолвия» началось с 17 октября 1932 года, когда Совнар ком СССР создал Главное управление Северного морского пути (СМП). Этой организации предстояло «проложить окончательный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Задача, что и говорить, грандиозная, и выполнить ее можно было только с помощью техники. В первую очередь арктического флота, флагманами которого по праву счита ются ледоколы.

ПОБЕДИТЕЛИ ЛЬДОВ

В начале 30-х годов наша страна располагала несколькими крупными судами этого класса во главе с прослав ленным «Ермаком». Создавая его,

C. О. Макаров продуманно совместил все лучшее, что было накоплено многовековым опытом корабелов и моряков, с новейшими достижениями науки и тех ники. От поморских кочей «Ермак» уна следовал скошенные форштевень и ахтерштевень, облегчавшие маневрирова ние во льдах, и закругленные борта, усиленные 27 мм поясом (как на броненосцах и крейсерах), благодаря чему он благополучно перенес сотни сжатий. Три мощные паровые машины в 10 тыс. л. с. сделали «Ермак» самым сильным судном своего класса, а солидные размеры позволяли ему прокладывать во льдах достаточно просторный судоход ный канал. Добавим к этому балластные цистерны, заполняя которые ледокол как бы переваливался с носа на корму и с борта на борт, раздавливая ь нодми ная льды. Едва ли не первым из ком мерческих судов «Ермак» получил радиостанцию. Стоит ли удивляться тому, что он надолго стал «законодателем мод» в мировом ледоколостроении.

2 «Техника молодежи» № 12

«Ермак» прослужил более 60 лет. Срок, весьма солидный для любого судна, тем более для ледокола, чью кре пость постоянно испытывают полярные льды. Поэтому вполне закономерно, что «по образу и подобию» его в 1916 году построили (с большими изменениями) линейный ледокол «Святогор» («Кра син»), прославившийся спустя 12 лет при спасении участников итальянской полярной экспедиции на дирижабле «Италия» Нетрудно обнаружить сход ство с «Ермаком» и у четырех более крупных и мощных линейных ледоколов типа «И. Сталин», строительство которых было начато во второй половине 30-х годов Головное судно этой серии уже в 1938 году своим ходом достигло 83-й широты, а в январе 1940 года освободило от ледового плена ледокольный пароход «Г Седов». За эту героическую эпопею оба судна были награждены орденами Ленина.

В тот же период наши судостроители приступили к проектированию мощных дизель-электрических ледоколов типа «С. Киров», но постройке их помешала Великая Отечественная война. Лишь спустя два десятилетия наш арктиче ский флот пополнили пять дизель-элект-рических ледоколов типа «Москва». Один из них, дальневосточный ледокол «Владивосток», летом нынешнего года совершил рейс в Антарктику и выручил затертый льдами научно-экспедицион-ный корабль «Михаил Сомов».

«С волнением и вниманием совет ские люди следили за мужественным дрейфом во льдах Антарктики экипажа научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», за тем, как моряки ледоко ла «Владивосток» в трудных условиях пробивались на помощь товарищам,— писал экипажам обоих судов Генеральный секретарь ПК КПСС М. С. Горба чев. - Стойкость и высокое мастерство, верность своему долгу позволили вам с честью выдержать суровое испытание. В ваших делах наглядно проявляется наш, советский характер. Родина по праву гордится вами».

Ледоколы типа «Москва» строила по советскому заказу финская компания «Вяртсиля». В 1974—1976 годах в Арк тику пришли три более мощных (36- 40 тыс. л. с.) ледокола также финской постройки, унаследовавшие исторические для нашего флота названия «Ермак», «Адмирал Макаров» и «Красин». Появление всей этой восьмерки в полярных морях позволило заметно продлить сроки арктической навигации; больше народнохозяйственных грузов получили предприятия и стройки Сибири и Дальнего Востока.

...Немногие знают что моря Совет ской Арктики, омывающие побережье Сибири и северной части Дальнего Востока, относительно мелководны. Поэтому глубоко сидящие линейные ледоколы и транспорты вынуждены держаться на почтительном расстоянии от берегов, с осторожностью заходя в устья великих сибирских рек, по которым грузы доставляются к месту назначения. Это

«НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ... ОБНОВЛЯТЬ ФЛОТ, ПОПОЛНЯЯ ЕГО ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧНЫМИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ СУДАМИ. РАЗВИВАТЬ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ И ЛЕДОКОЛЬ-НО-ТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ. УВЕЛИЧИТЬ ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ И ПАКЕТАХ, НА ЛИХ-ТЕРОВОЗНЫХ И ПАРОМНЫХ СУДАХ».

Из проекта Основных направлений экономического и социального развигия СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года.

обстоятельство заставило судостроителей заняться разработкой ледоколов с небольшой осадкой, которым предстояло трудиться и в открытом море, -помогать линейным собратьям, и на мелководье,— самим проводить там караваны.

Первыми представителями этого класса судов у нас стали ледоколы финской постройки типа «Капитан Белоусов». При водоизмещении 5360 т их осадка не превышала 7 м, а две пары гребных винтов (в носу и корме) облегчали им маневрирование во льдах. Разумеется, бороться с тяжелыми, многолетними льдами не рискуя повредить носовые винты, они не могли. Иное дело мелкосидящие ледоколы типа «Капитан Сорокин» (24 тыс. л. е., осадка 8,5 м) с тремя гребными винтами только в корме. Они неплохо показали себя проводя караваны сквозь льды со средней скоростью 10 узлов. А три года назад Государственный флаг СССР поднял головной в новой серии ледокол «Мудьюг» (12,3 тыс. л. е., осадка 6 м), оснащенный в корме двумя гребными винтами регулируемого шага. Это настоящий универсал, способный не только прокладывать судам дорогу во льдах на подходах к портам, но и выручать аварийные сухогрузы и танкеры даже в том случае, когда температура за бортом минус 40е А в недалеком будущем наш ледокольный флот пополнится мелкосидящим... атомоходом «Таймыр» (52 тыс. л. е.), проект которого совместно создали советские и финские инженеры.

К ПОЛЮСУ НАПРОЛОМ! А ПОТОМ?

В 1959 году Арктика увидела первый в истории атомный ледокол «Ленин». В минувшем году был отмечен «серебряный юбилей» этого замечательного

ВЕХИ НТР