Техника - молодёжи 1986-06, страница 21

Техника - молодёжи 1986-06, страница 21

морских животных. Так, детальное изучение тропических коралловых рифов показало: морские обитатели потому охотно заселяют их, что они имеют множество пещер, полостей, щелей и других укрытий. Когда попытались воспроизвести подобные условия искусственно, и не в тропических, а в умеренных водах (в частности, такой эксперимент был проведен в Приморье), то получили вполне обнадеживающие результаты. Стоило свалить в определенное место кучей на морское дно разбитые цветочные горшки, старые кастрюли, банки, трубы и даже отслужившие свой срок кузова машин (все они, кстати, не слиш-ком-то загрязняют воду), как вскоре все эти квартиры оказались заселенными крабами, осьминогами, моллюсками, а вокруг стали сновать стаи рыб, привлеченные скоплением пищевых объектов.

Значит, в таком случае не исключена возможность, что на одном и том же искусственном острове могут расположиться, например, и порт, и керамический или цементный заводы (которые стараются из-за пыли удалить из черты городов), и крупное хозяйство марикультуры. Ведь подводная ферма для крабов, лангустов и осьминогов в первую очередь предусматривает создание искусственных укрытий. Лучший же материал для этой цели — керамика, но вполне подходит и цемент. (Конечно, бракованная продукция.)

И наконец, наиболее перспективными являются морские искусственные острова, третий тип, сооружаемые на расстоянии от 2 до 15 км от берега. Глубина акваторий в местах их строительства иногда достигает 20—50 м. На одной из таких удаленных от материка территорий японские специалисты предполагают разместить тепловую электростанцию

кийском заливе, в заливах Осака и Нагасаки. Подобную практику сооружения полуостровов имеет и наша страна. Так, при строительстве паромной переправы СССР—ГДР, которую намечено открыть уже в октябре нынешнего года, рядом с уникальной Куршской косой в короткий срок был сооружен полуостров длиной в несколько сот метров. На нем разместятся паромные причалы, железнодорожные пути, административно-хозяйственные здания. Другой

Современная нефтегазодобывающая платформа — это своего рода рабочий поселок промысловиков среди моря. Проект такого типа поселка разработали студенты Московского архитектурного института А. Логинов и Н. Матюнин /руководитель С. Головачев/.

гравий и бетон, для строительства островов используются и промышленные отходы. Например, близ Токио мусор вывозится на выделенные участки в Токийской бухте площадью 500 га. А чтобы бухта не загрязнялась, участки ограждаются молами, состоящими из двух рядов стальных трубчатых свай с бетонными стенами между ними. В будущем территорию планируется облагородить и использовать под парковую зону. Таким же способом около аэропорта Ханеда ведется строительство другого острова.

К тому же, как утверждают ученые, острова из мусора и различного хлама — отличное подспорье для организации хозяйств марикультуры. Ведь они могут стать обиталищем косяков рыб и

пример — строительство Новоталлинского порта, о котором уже рассказывалось в «ТМ» (№ 6 за 1985 год). В столице Эстонии портовые сооружения, причалы, молы воздвигаются ныне на том месте, где раньше было море.

Ко второму типу относятся прибрежные искусственные острова, сооружаемые на мелководье. Примером может служить остров-порт в Кобэ (Япония) «Порт-Айленд», как его называют, занимает площадь 436 га. Одновременно он является и транспортной зоной, и культурным центром международного порта Кобэ. С городом остров связан 300-метровым мостом, по которому курсируют скоростные поезда.

А гидростроители США и Канады в дельте реки Маккензи и на шельфе моря Бофорта построили несколько десятков искусственных островов; диаметр большинства из них — там, где глубина моря от 2 до 18 м,— не превышает 120 м. Но многие архитекторы и специалисты-гидростроители считают, что при использовании стальных или бетонных кольцеобразных стен, удерживающих гравий, такие острова можно строить и на глубинах до 60 и даже 100 м.

Кроме таких материалов, как песок,

ВИТАМИНЫ ИЗ ОТХОДОВ

Наукой установлено, что в мясе некоторых видов рыб и морских животных биологически активных веществ (БАВ), а иначе белков и витаминов, гораздо больше, чем в мясе наземных животных. Кроме того, по разработанной технологии из рыб и морских организмов, поступающих на переработку, уже получают такие препараты, как ДНК, цитохром, инсулин. Дальнейшие исследования советских ученых показали, что эти ценные вещества можно выделить даже из отходов рыбного производства (например, из мозга кальмара или из молок лосося), которые раньше не использовались вовсе или шли на приготовление кормовой муки для скота.

Специалисты академических институтов — Киевского института биохимии имени В. И. Палладина и Ленинградского института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Се

ченова поставили перед собой новую цель: возможно ли сделать так, чтобы ни одного грамма сырья не пропало даром? Иначе говоря, создать безотходный процесс рыбопереработки. Задача оказалась разрешимой, правда, с одним условием: сырье для получения БАВ можно было обрабатывать только на специальных предприятиях. И тут перед учеными встала другая проблема: как сохранить в сырье витамины и белки при длительной транспортировке? Вопрос этот непростой, поскольку свежая рыбная продукция, к сожалению, нестойка при хранении. А почему бы не консервировать рыбу замораживанием? — спросит читатель. Но ведь не на всех судах и береговых перерабатывающих предприятиях имеются в достатке холодильные камеры, да и рефрижераторных вагонов, как известно, хватает не всегда. И специалисты предложили другой способ консервирования — сублимацию, то есть высушивание продукта. Это позволяет теперь сырью долгое время сохранять отличные качества при длительных перевозках, а содержащиеся в нем БАВ не теряют своей активности.

2*

19