Техника - молодёжи 1986-07, страница 67сту присваивался условный номер, определявший его обязанности. Так, № 1 действовал банником (4), № 2 носил зарядную суму (5), № 3 имел пальник (6) и свечник, № 4 — трубочную лядунку и протравни-ки. Эти четверо именовались канонирами и обязаны были знать все правила заряжания и стрельбы. Остальные номера, выполнявшие роль подручных, назывались ганд-лангерами (дословно «длиннорукими»), они носили дополнительные зарядные сумы и ремни, использовавшиеся при накатывании и перемещении орудий. Перед стрельбой по команде «Становись по своим местам!» нечетные номера строились по правую сторону орудия, а четные — по левую. Любопытно, что во французской армии канонир с банником стоял слева от орудия, а заряжающий — справа. В русской армии — наоборот. Если у русского канонира сума была надета через левое плечо, то у француза — через правое. Особое внимание уделялось индивидуальной подготовке и взаимозаменяемости артиллеристов. На ученьях их действия отрабатывались до совершенства, а в гвардии — даже до автоматизма. Нередко боевая обстановка требовала открыть огонь, что называется, с ходу. Для этого применялись зарядные ящики с запасом первых выстрелов, размещенные на лафетах и передках. В начале XIX века развитие получила конная артиллерия, предназначенная для огневой поддержки кавалерии. Ее канониры, считавшиеся отборными войсками, имели верховых лошадей и экипировались по-кавалерийски. Для повышения подвижности число упряжных лошадей в конной артиллерии увеличили до 4 при легком орудии и до 6 при среднем. ...А теперь перейдем к униформе артиллеристов. В начале XIX века наметилась тенденция к упрощению военной формы. В соответствии с требованиями тогдашней «цивильной моды с мундиров стали исчезать обычные для XVIII века украшения, вместо длинных кос и пудреных париков появились короткие прически в античном духе. Во всех европейских армиях получили распространение мундиры фрачного типа, которые в России ввели в 1802 го-ДУ- Что же касается расцветки, то австрийские артиллеристы имели коричневые мундиры, поляки — зеленые, англичане и французы — темно-синие. У русских артиллеристов зеленый цвет мундира был настолько темным, что издалека казался черным. По установившейся традиции пешие артиллеристы имели униформу пехотного образца, а конные — кавалерийского. При этом русские конные артиллеристы (III) носили обмундирование драгун, а французские, английские и польские — униформу легкой кавалерии. Воины донской казачьей артиллерии (II) были одеты в короткую синюю куртку и широкие шаровары с красными лампасами. На голове они носили высокую баранью шапку или суконный синий колпак с козырьком и красным околышем. Артиллерийскую униформу отличали от сходных покроем мундиров других родов войск по цвету воротников, обшлагов и фалд. У русских и поляков они были черными с красным кантом. Во французской пешей (VI) и конной (V) артиллерии на пуговицах выштам-повывались номера полков, а у русских артиллеристов на красных погонах (7) желтыми нитками вышивалась шифровка. Например, солдаты 5-й батарейной роты имели на погонах обозначение «5Б» (VII). Заметим, что первоначально погоны и эполеты имели сугубо практическое назначение— они удерживали лямки наплечных перевязей. Среди головных уборов артиллеристов наиболее распространенными были кивера (8), имевшие сверху и сбоку кожаные нашивки, предохранявшие головы от рубящих ударов. Кивера украшались нитяными плетеными шнурами — этишкетами и шерстяными помпонами, подбородочные ремни покрывались латунной чешуей. Интересно, что обширный внутренний объем киверов не пропадал даром — солдаты держали там нитки с иголками, щетку и бритву! Русские и английские (IX) конные артиллеристы вместо киверов носили кожаные каски с металлическим гребнем и густым плюмажем. В большинстве армий головные уборы артиллеристов имели эмблемы рода войск. Так, на французских киверах и польских четырехугольных конфедератках виднелись выштампованные перекрещенные стволы пушек, на ки верах артиллеристов российской армии была медная бляха в виде стволов под пылающей «Гренадой». На налобной пластинке драгунской каски образца 1803—1808 годов, введенной для русской гвардейской конной артиллерии (I), имелось изображение звезды ордена Андрея Первозванного (9). И еще одна деталь — за отличие в войне 1812 года некоторые русские артиллерийские роты получили на кивера и каски медные щитки с надписью «За отличие», а офицеры — шитые золотые петлицы на воротниках и обшлагах. Звания русских офицеров-артиллеристов различались по нагрудным знакам, а по краю их эполет шла накладка из золотых нитей. Поле эполета было красного сукна с вышитым золотым номером и названием артиллерийской роты. Сделанные по заказу мундиры, золоченые эполеты, шарфы и темляки из серебряных нитей были дороги, и «для облегчения в издержках» некоторым офицерам разрешалось иметь этишкеты, шарфы и темляки из белых нитей и медный кованый прибор на эполетах. В начале XIX века мундир еще сохранял ряд деталей, унаследованных от минувших времен, в частности, аксельбанты (10). Правда, в русской гвардейской конной артиллерии их в 1809 году заменили погоном, а у польских конных канониров (VIII) для удобства перенесли с правого плеча на левое. Конные артиллеристы наполеоновской гвардии (IV) носили униформу типа гусарской: меховую шапку со шлыком, короткую куртку-доломан, отороченный мехом ментик, пояс-кушак, узкие рейтузы, короткие сапожки и плоскую сумку-ташку. В холода ментик надевали в рукава, а обычно накидывали на левое плечо. В 1844 году французские артиллеристы (XIII) получили уменьшенный кивер. Подобные головные уборы семью годами раньше ввели и в российском флоте. А в 40-х годах в России и Пруссии вместо тяжелых киверов ввели кожаные каски-шишаки (11). Любопытно, что их конструкция была разработана Николаем I и военным художником Л. Килем, которые взяли за образец средневековый шлем владимирского князя Ярослава Всеволодовича, найденный на месте Липецкой битвы 1216 года. Первыми шишаки надели рус- 63
|