Техника - молодёжи 1986-08, страница 36И хотя недавно было принято важное решение — считать тренажеры товаром массового потребления, и разрешена их продажа по безналичному расчету детским и учебным заведениям и физкультурным коллективам, при такой постановке дела трудно рассчитывать на быстрый прогресс. По мнению специалистов, очень многое сегодня зависит от торговли: ведь именно торговым работникам доверено представлять интересы миллионов потребителей перед промышленностью и удовлетворять их спрос. А спрос на всякую новинку, поступающую в продажу, как известно, зависит от хорошей рекламы. Нужно больше проспектов и рекламных фильмов о тренажерах, надо регулярно рассказывать о них в телепередачах «Здоровье», открывать при крупных магазинах демонстрационные залы, где они показывались бы в действии. В спортивных магазинах нужны продавцы-консультанты, знающие медицинские и режимные характеристики тренажеров. Последнее, кстати, важно знать не столько работникам торговли, сколько каждому, кто пользуется тренажером. Ведь даже для здоровых людей необходимы строго дозированные нагрузки. Между тем пока серьезной работы в этой области не ведется. Занятия же «на ощупь», вслепую могут принести людям не пользу, а вред. Действительно, как разумно пользоваться всеми этими «стенками», велосипедными и гребными устройствами, такими удобными приспособлениями для поднятия тяжестей? В какой последовательности? С какой интенсивностью? Как часто? Пока ответ универсален: прежде чем начать заниматься, обращайтесь к врачу. Конечно, если вы больны, это обязательное условие. Но для здоровых людей это пустая отговорка, которой прикрывается отсутствие универсальных разработок и широкой просветительской деятельности в этой области. Человек должен знать сам, как и при каких обстоятельствах пользоваться тем или иным тренажерным устройством, а не бегать к врачам на консультации. С такой постановкой вопроса полностью согласна доцент кафедры физвоспитания 1-го медицинского института Валентина Васильевна Пономарева, руководитель группы по выработке спортивно-режимных и медицинских рекомендаций для тренажеров ВИСТИ. — Мы разрабатываем комплексы упражнений для каждого тренажера с учетом толерантности занимающихся. — Рассказывая, Валентина Васильевна подводит меня к очередному снаряду, усаживает за него. — Простите, а в данном случае что такое толерантность? — Сейчас поймете: сделайте-ка несколько десятков гребков в быстром темпе. Она перевязывает мне кисти лентами датчиков, передвигает какой-то рычажок, поясняя, чтс увеличила сопротивление на «вес лах», и дает команду грести. Через несколько минут, когда я выдохся, мне еще раз замерили пульс, определили давление и потребление кислорода, сняли кардиограмму. Выяснилось, что с моей «толерантностью» скверно — физическая выносливость и работоспособность на троечку. Значит, и темп и нагрузки нужны соответствующие. — У нас есть рекомендации нагрузок по тренажерам для всех групп занимающихся — от домохозяйки до мастера спорта. И все же физическое состояние человека на каждый день учесть невозможно: здесь критерий один — самочувствие, частота пульса и быстрота его восстановления. Вот, кстати, новый массовый аппарат — пуль-сомер: он сделан на одном из рижских заводов и годится для всех физкультурников — от бегунов ОТКУДА ГАЛАКТИКА? Чарующий вид звездного неба с давних времен был источником вдохновения для поэтов, композиторов, художников. Винсент Ван Гог 19 июня 1889 года сообщил брату Тео: «Я написал пейзаж с оливами и новый этюд звездного неба». Столь скромная оценка художником всемирно известной картины «Звездная ночь» связана, по-видимому, не только с личными качествами, но и с отношением современников к его творчеству. Достаточно сказать, что при жизни Ван Гога была куплена только одна (!) картина из более чем восьмисот, созданных им. По общепринятому мнению, «Звездная ночь» — это одно из немногих произведений, созданных Ван Гогом «по воображению», методом, совсем не свойственным художнику. Ведь почти всегда живо- ПАНОРАМА писец работал исключительно с натурой. В 1888 году, в период творческого расцвета, он писал французскому живописцу Эмилю Берна-ру: «... Я не отрицаю, что решительно пренебрегаю натурой, когда перерабатываю этюд в картину, организую краски, преувеличиваю или упрощаю, но когда дело доходит до формы, я боюсь отойти от действительности, боюсь быть неточным... Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю / всю картину целиком, напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе. Весь вопрос в том, как ее оттуда выудить». В последнее время появились новые аргументы в пользу того, что и «Звездная ночь» была «вы/ ужена» Ван Гогом из природы. Расчеты исследователей из Калифор нийского университета подтвердили, что положение Луны и светил соответствует тому, что художник мог видеть из окна больницы Сен-Поль в Сен-Реми, где он находился в июне 1889 года. Но в Сен-Реми нет такой церкви с высоким острым шпилем. Да и сама деревня больше напоминает голландскую, чем французскую. Скорее всего эта часть пейзажа навеяна воспоминаниями о родине. И еще один довод в пользу «выду-манности» «Звездной ночи»: гигантская спираль в центре картины у современного зрителя прежде всего ассоциируется с далекой галактикой. Откуда возник у художника такой образ? По мнению Н. А. Дмитриевой, автора нескольких книг о Ван Го- 4 ге, «с точными науками Ван Гог не был знаком. Но мир его поэтического воображения где-то совпадал с неявным «странным миром», постепенно открываемым наукой. Волны энергии, исходящие от солн-
|