Техника - молодёжи 1986-11, страница 21на вероятно, что он желаемых тай-ностей достигнет». Простое обычное стекло для Ломоносова становится поводом для создания замечательного гимна науке: <гПою... в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу!» И в самом деле, роль стекла в жизни человека необычайно велика. Оно служит освещению и защищает от холода. Оно помогает глубоко проникнуть в тайны природы. Раздвигает границы познания, и человек становится равным полубогу. Стеклянные бусы приводят поэта к гневному протесту против рабства. Стеклянный объектив телескопа — к острому и саркастическому спору с противниками гелиоцентрической системы мира. Естественнонаучные мотивы пронизывают буквально все литературное творчество Ломоносова. Великой гордостью полон рассказ Ломоносова в письме к знаменитому современнику ученому-математику Леонарду Эйлеру о результатах исследований в области природы цвета: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так, как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовления мозаик...» Труд, вложенный в теоретическое исследование природы цвета твердого тела, не мог для Ломоносова завершиться выяснением истины, законным удовлетворением ученого, разгадавшего тайну природы и нашедшего в этом награду своей долгой и тяжелой работе. Он приступает к еще большему труду по Рисунки из книги М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных делп. Пробирная (справа) и дестиллярная (слеша) печи (фиг. 22); плавильная печь (фиг. 23); инструменты, которые «при печах иметь надобно» (фиг. 24); весы (фиг. 25); решето для просеивания руд (фиг. 26); желоба для промывания руды (фиг. 27, 28); водяная мельница (фиг. 29), которая золотую руду «купно мелет, перемывает и золото ртутью отделяет»; способы отжига руд (фиг. 30); печь «о пяти устьях» (фиг. 31) «для лучшего нарочного собирания серы». 2*
|