Техника - молодёжи 1986-11, страница 26Фрагменты мозаики М. В. Ломоносова. блюдал в микроскоп ход реакции. Он придумал опыт, позволяющий исследовать траекторию частиц железа, выбрасываемых из проволоки при взаимодействии с азотной кислотой. По результатам наблюдений построил геометрическую схему и по законам математики, почти как доказательство теоремы, сформулировал научные выводы об особенностях структуры железа. Кстати, он усовершенствовал и сам микроскоп, предложив вместо отвинчиваемых объективов, неудобных в работе, использовать, как сейчас называют, салазочный револьвер — подвижную дошечку с прикрепленными на ней объективами. Этот прием английские оптики применили через десятилетие. «В общей сложности за годы своей творческой деятельности,— пишет И. Б. Литинецкий,— он усовершенствовал, изобрел и ввел в физическую химию несколько десятков приборов, аппаратов, установок, инструментов и приспособлений». Помимо теоретических задач, он великолепно справлялся с практическими. Это относится прежде всего к занятиям мозаикой. Они были особенно по ду ше Ломоносову, потому что соединяли науку и технику, ремесло и искусство Ломоносов провел десятки тысяч пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла, разработал способы компоновки стеклянных кусочков и скрепления их. В результате под его руководством и при его непосредственном участии были созданы замечательные мозаичные работы. Это потребовало высочайшего технического (технологического) мастерства. Ведь создатели, скажем, знаменитых флорентийских мозаик тщательно скрывали секреты своего ремесла. Практика природоведения. Постижение природы с помощью технических приспособлений знаменовало начало современных естественных наук. Во времена Ломоносова даже простейшие метеорологические наблюдения становились делом творческим из-за отсутствия специальных инструментов. Глубокий интерес Ломоносова к небесным явлениям (земным и астрономическим) побудил его изобрести целый ряд более или менее оригинальных приборов. Среди них уже упоминавшиеся оптические приборы, например отра- ПОЧЕРК — ЗЕРКАЛО ДУШИ? Исследованием почерка с точки зрения отражающихся в нем свойств и психологических состояний пишущего занимаются историки и криминалисты, психологи и медики. Разумеется, графология — а именно так называется учение о почерке — не пытается искать точных соответствий в изгибах начертанных букв и «изгибах» души. Но ведь степень грамотности и образованности, твердость руки и целеустремленность характера, так или иначе выражаются через написание слов. Понаблюдайте за изменениями собственного почерка в зависимости от ситуаций и настроения, и вы без труда уловите в нем некоторые «графологические» закономерности. ^ А что в этой связи можно сказать о почерке М. В. Ломоносова? Вот перед нами самый ранний из известных автографов Михайло Ломоносова — он относится к началу 1726 года. Заметна старательность 15-летнего помора, его желание (а отчасти и умение) «украшать» буквы завитками и нажимом. С нажимами даже намечается явный «пережим»: чувствуется рука, привыкшая орудовать больше топором, чем пером. Даже характерное для позднего Ломоносова элегантное «р» огрубляется излишними утолщениями. Твердое, «прочное», устойчивое «п» — две толстые опоры с легким перекрытием — свидетельствует, по-видимому, о характере упрямом, твердом, надежном... Впрочем, не станем вдаваться в психографологические детали. Рассмотрим лучше запись, относящуюся к 24 1730 году. (Она обнаружена в тетради, заведенной при построении Куростров-ской церкви.) Почерк явно изменился. Красивая ровная вязь, незаметна ученическая старательность, чувствуется некоторая лихость, возможно, даже гордость своей грамотностью. Несколько странно выглядит Л в фамилии Ломоносов, напоминающее соответствующую латинскую букву. Не проявил ли он уже тогда свой интерес (и свои замечательные способности) к изучению иностранных языков? Во всяком случае, позже в его подписях на русском языке такое Л не встречается. От прежней подписи сохранились нажимы в буквах «х» и «с». В общем, ощущается человек сложившийся, твердый духом. И действительно, к этому времени 19-летний Ломоносов уже замыслил «побег» в Москву. Несколько неожиданно выглядит другой его автограф, относящийся к 1734 году. Ученически ровные, почти без нажимов буквы, в которых сквозит старательность и скромность... Многое проясняется, если учесть, что подписывается ученик Славяно-греко-латинской академии... под ложными сведениями, выдавая себя за сына попа. А сделать это пришлось потому, что стремился попасть в географическую экспедицию Ивана Кирилова, хотя бы и в качестве священника. Правда, при всей «смиренности» почерка, в нем намечаются твердые, четкие горизонтальные про- Наиболее ранний из дошедших к нам автографов 15-летнего помора датирован началом 1726 года Автограф 1730 года относится ко времени перед поступлением М. В. Ломоносова в Славяно-греко-латинскую академию. у. jb* Zfcl WW*/
|