Техника - молодёжи 1986-11, страница 38

Техника - молодёжи 1986-11, страница 38

газами» и моряки — хорошие суда создали для полярных нефтяников польские корабелы Щецинской верфи имени

A. Барского и Гданьской верфи имени

B. И. Ленина. Добавлю, что польские специалисты поставляют нам еще крановые суда типа «Атлет», катамараны для геофизических исследований морского дна и другую технику. «Эти суда, конструктивно сложные, оснащенные новейшими устройствами и аппаратурой, не только дадут польским верфям работу на долгое время, но опыт, полученный при их создании, позволит им вступить в XXI век»,— писал популярный польский журнал «Може» («Море»). При этом автор статьи подчеркивал, что «иногда говорят, что будущее европейских верфей — это специализированные суда для развивающейся добычи ископаемых в море».

Тем временем Усов пригласил меня на борт ошвартованного рядом водолазного судна «Спрут». Оно предназначено для обеспечения подводных работ у буровых — оборудования устья скважин, укладки на дне трубопроводов и других операций, выполняемых водолазами. Вот только работать им приходится на изрядной (до 300 м) глубине. Использовать в таких условиях подводников, облаченных в мягкие рубахи и медные шлемы, нецелесообразно — на спуск и подъем каждого уйдут часы, а на грунте каждый пробудет минуты. Поэтому перед сменой водолазов помещают в камеру, в которой давление постепенно поднимают до соответствующего данной глубине. Затем они переходят в водолазный колокол и в нем спускаются к грунту, там выходят наружу и, выполнив задание, в колоколе же возвращаются на судно и проходят декомпрессию.

Неудивительно, что меня прежде всего заинтересовала водолазная станция «Спрута». Через узкую и круглую (как на космических кораблях) горловину проникаю в барокамеру. На «Спруте» их две, одна на четыре, другая на шесть человек. Оглядываюсь — довольно просторно, уютно. Удобные койки, мебель, телевизор, специальная аппаратура. Здесь водолазы проводят по нескольку дней, когда «Спрут» находится у буровых. Сопровождавший меня специалист рассказал, что вся станция смонтирована в одном отсеке, который в аварийной ситуации герметизируется, а в крайнем случае водолазы перейдут в третью барокамеру и та самостоятельно всплывет на поверхность, чтобы дождаться спасателей.

Через другую горловину проникаю в водолазный колокол. В этом лифте для очередной смены тесновато, но места для трех водолазов хватает. В походном положении колокол крепится над вертикальной шахтой, пронизывающей «Спрут» от главной палубы до днища. По ней он и спускается в море, причем в свежую погоду волны не коснутся стен колокола. Естественно, с водолазами, находящимися в нем, постоянно поддерживается трехканальная (теле

видение, радиотрансляция и телефон) связь, все линии заключены в шланг, по которому подается дыхательная смесь.

Кроме того, «Спрут» оснащен двумя аппаратами, рассчитанными на трехсотметровую глубину. В них специалисты осматривают подводные объекты, перемещаясь в трех измерениях, в то время как колокол передвигается лишь вниз да вверх.

...Так уж вышло, что знакомство с флотом нефтяников мы начали с судов, стоявших в порту. А они призваны обеспечивать работу буровых. На деле же первыми на шельф выходят суда-разведчики, которым предстоит отыскать под дном моря нефтеносные пласты. Такие, как суда типа «Валентин Ша-шин», которые легко опознать по возвышающейся над ними ажурной буровой вышке.

Они способны уверенно работать в открытом море при температуре воздуха — 40°С, удерживаясь на месте без помощи якорных устройств при шестибалльном ветре и волнах высотой до 5 м. Суда вместимостью 17 тыс. т парируют объединенный натиск ветра и волн благодаря трем носовым и двум кормовым подруливающим устройствам и двум гребным винтам регулируемого шага. Работой тех и других управляет ЭВМ системы динамической стабилизации, получающей информацию о состоянии моря и атмосферы от датчиков. Дежурному оператору остается наблюдать за обстановкой по «картинке» на дисплее. Замечу, что на судах типа «Валентин Шашин» также имеется глубоководная водолазная станция.

В иных случаях мощные буксиры и знакомые нам «нефтегазы» поведут к месту поиска массивную буровую платформу, такую, как, к примеру, «Шельф-4». А это весьма внушительное сооружение высотой 94 м, по «водоизмещению» (19 тыс. т) не уступающее нашему пассажирскому лайнеру «Александр Пушкин»! И эту буровую наши моряки провели от стапеля в Выборге, вокруг Скандинавии, через суровую северную Атлантику в Мурманск, а оттуда — на шельф Баренцева моря. При этом сложнейшая операция была проведена досрочно и без ЧП...

С подобных установок (а они выпускаются выборжцами серийно) нефть и газ ищут в акваториях, где глубина моря составляет 80—200 м. В шторм экипаж переводит платформу в режим отстоя, и тогда она спокойно переносит удары 12—14-м волн и напор ветра, скорость которого достигает 42 м/с. Не так давно флот арктических нефтяников пополнила самоподъемная буровая установка «Кольская», доставленная в Заполярье на борту специализированного судна.

— На сей раз от буксировки пришлось отказаться? — спросил я заместителя управляющего трестом Ю. В. Манихина.

— Как видишь,— ответил мой товарищ по «мореходке». Что и говорить, повезло мне на сей раз со встречами! — А самое интересное у нас впереди — в двенадцатой пятилетке получим новую технику, освоим глубоководные месторождения нефти и газа.

— А как с кадрами? Впрочем, Усов говорил, что вы собираетесь открывать свою «мореходку»?

— Откроем. Надеемся, что в нее пойдут молодые, сильные, смелые парни, любящие море и умеющие работать в суровых условиях...

Конечно, пойдут. Как шли на Север комсомольцы 30-х годов, осваивавшие трассы Северного морского пути, строившие в Заполярье заводы, дежурившие на зимовках, промышлявшие рыбу и морского зверя на утлых с нынешней точки зрения траулерах. Пойдут, чтобы спустя десятилетия с гордостью сказать своим преемникам: «Мы были первыми!»

«ОСТРОВ» С ДОСТАВКОЙ

Евгений РУКМАН,

наш спец. корр.

«Нашей стране принадлежит приоритет в морской добыче «черного золота». Более 25 лет на Каспии действует всемирно известный промысел Нефтяные Камни. А недавно в море вышла уникальная разведочная буровая «Ба-кы» — так начиналась статья, опубликованная в «ТМ» в № 7 за 1975 год. В ней рассказывалось о новейших достижениях в области морского бурения и добычи нефти на шельфе.

Буровые установки все чаще устанавливаются в суровых северных районах страны. Совершенствуется и нефтедобывающая техника.

...Июльским вечером «Алдома» — буксир мурманского треста Арктик-морнефтегазразведка — отдал якорь в Кильдинской сальме. Там его ожидали два судна-снабженца типа «Нефтегаз», спасатель «Буран» и водолазное судно «Спрут». И вот небольшой флот занял предписанный ордер.

Наконец в проливе показался транспорт необычной конструкции — норвежский «Фернкэриер», на палубе которого возвышалась громадная буровая платформа — «Кольская». *

Не успел «Фернкэриер» застопорить ход, как его капитан Кристиансен Каре напомнил по радиотелефону, что согласно контракту наши моряки должны снять буровую за 12 ч. Сказал и тут же

36