Техника - молодёжи 1986-12, страница 46

Техника - молодёжи 1986-12, страница 46
Евгений КРЮЧНИКОВ,

физик

(г. К и м р ы Калининской области)

Говорят, что Жюль Верн написал свои романы, действие которых развивается в самых экзотических уголках земли и даже в космосе, не выходя из кабинета, пользуясь разнообразной справочной литературой. Я ограничусь лишь одним источником — подшивкой журнала «Техника — молодежи».

Прежде всего уточним: Роджер Бэкон вовсе не был первым, кто выдвинул идею простейшего проекционного аппарата. Например, в «ТМ» № 10 за 1972 год была опубликована заметка, из коей следовало, что у этого английского ученого был предшественник по имени... Аристотель. Да, именно великий древнегреческий философ, живший в IV веке до н. э., использовал для наблюдений солнечного затмения эффект, легший в основу камеры-обскуры... Так к чему я клоню. Многие изобретения и открытия, приписываемые новому времени, были изобретены и открыты задолго до этого. Больше того, люди, которых ныне принято считать «первыми», зачастую пользовались сведениями, почерпнутыми из древних рукописей. И как тут не вспомнить о той таинственной системе скрытых (эзотерических) знаний, касающихся законов природы, которая существовала еще в незапамятные времена («ТМ» № 10 за 1980 год).

Скажем, из школьных учебников мы узнаем, что первый в мире колесный пароход построил американец Роберт Фултон в 1807 году. Ан нет. Есть серьезные основания предполагать, что это сделал еще в 1543 году испанец Блас-ко де Гарай, который «вполне мог познакомиться с рукописями Леонардо и претворить в жизнь какие-то его идеи» («ТМ» № 10 за 1986 год). А ведь сам Леонардо да Винчи при помощи своего друга Томмазо Мазини, возможно, заимствовал куда более ранние сведения, дошедшие из тьмы веков («ТМ», № 7 за 1983 год).

Словом, речь идет о преемственности знаний, которая, оказывается, пронизывает развитие цивилизации гораздо глубже, фундаментальнее, чем представлялось до сих пор. История науки

и техники насчитывает немало примеров открытий, сделанных преждевременно, и изобретений, не нашедших практического применения по тем или иным причинам. Так, паровая турбина Герона Александрийского оказалась во II веке до н. э. ненужной хозяйству, основанному на дешевой рабочей силе десятков тысяч рабов. Другое дело, когда многоступенчатую реактивную паровую турбину построил англичанин Чарлз Парсонс в 1884 году. Тогда надобность в такой машине ощущалась остро и повсеместно.

Теперь, взяв на заметку вышесказанное, обратимся к аппарату Сэмюеля Морленда. Мог ли он изобрести аппарат, подобный фотокамере? Полагаю, что ответ может быть положительным.

Любое изобретение должно покоиться на «двух китах» — научно-технических достижениях той или иной эпохи и потребности общества в нем. Последнее условие, как мы знаем, было соблюдено. Теперь рассмотрим, какими научными и техническими достижениями мог воспользоваться английский ученый.

Судя по всему, машинка Морленда имела два главных компонента: оптическую систему, проецировавшую вид рукописи на бумагу, и вещество, благодаря которому изображение некоторое время сохранялось на ней. Что касается оптики, то Морленду ничто не мешало использовать камеру-обскуру. С ее помощью он мог проецировать текст на матовое стекло, поверх которого накладывал бумагу. При этом Морленд мог усилить действие камеры-обскуры, оснастив ее линзами. Напомним, что его современниками были изобретатели двух оптических приборов — телескопа, итальянец Галилео Галилей, и микроскопа, голландец Антони ван Левенгук. Впрочем, и тот и другой прибор >i были, вероятно, созданььеще до нашей эры («ТМ» № 8 за 1984 год).

А вещества, о которых упоминает Жак Бержье? Напомним, что алхимики в своих безуспешных поисках «философского камня» попутно получили великое множество соединений, причем львиная доля их лишь значительно позже нашла практическое применение. Они даже умели очищать алмазы от инородных примесей! Не следует также забы

вать, что богатую дань алхимии отдали столь общепризнанные авторитеты, как Ибн Сина, Пара-цельс, Бэкон, Бойль, Ньютон и многие другие. Так что не исключено: Морленд мог найти рецепт препарата в каком-нибудь забытом ныне труде поклонника «химической магии».

И не будет слишком смелым предположение, что Морленд, проанализировав опыт поисков древних и своих современников, действительно сделал аппарат, подобный фотокамере, естественно, более простой, если не сказать — примитивный, но вполне отвечавший своему назначению.

Май-Генрих ШВЕХГЕЙМЕР,

доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР

Ознакомившись со статьей И. Боечина, можно прийти к выводу, что доктор Морленд не изобретал некое оптическое устройство, подобное современным фотоаппаратам. Судя по весьма скудному описанию метода копирования документов, речь скорее всего могла идти о химическом процессе, при котором применялись вещества, изменяющие окраску под влиянием света, тепла или других факторов.

Г елиография, полученная Ньепсом в 1824 году.