Техника - молодёжи 1987-01, страница 50

Техника - молодёжи 1987-01, страница 50

ZM

ПС 0,4 ПД). Эти цифры одинаковы для обоих типов ПМ К, а вот адреса переходов разные. Для Б3-34 ввод констант заканчивается командой 85 ПА, владельцам МК-61 придется набрать последовательность 95 П8 10008 П9 94 ПА 88 ПЕ. Порядок работы прост: набираем число и через запятую шесть цифр — месяц и год (например, 9 мая 1945 года

соответствует 9,051945), затем В/О С/П. Через минуту на индикаторе БЗ-34

появляется видеосообщение «—3----»,

на МК-61 — «—С----» (среда).

Вводим следующую дату: 9,011905

В/О С/П. Результат: «......7» или

«------в». «Кровавое воскресенье*.

• 7.

А XXI век начнется с понедельника:

1,012001 В/О С/П («1------» или

«Г------»).

Для отечественной истории действие этого календаря с учетом старого и нового стилей распространяется вплоть до принятия Петром Первым юлианского летосчисления (до 1700 года), для европейской — практически до начала нашей эры, только следует иметь в виду, что смена старого стиля на новый была произведена римским папой Григори-гм XIII в 1582 году (отсюда и название — григорианский календарь). После этого уточнения (1582 ПВ) находим, что

великий художник Рафаэль умер в пятницу (6,041520 В/О С/П, результат «—5~» или *—Г—»), что подтверждается многочисленными источниками. Однако не следует забывать, что и в Западной Европе возможны разночтения отдельных дат: протестанты приняли новый стиль несколько позже католиков, календарь времен Великой французской революции отличался от общепринятого, да и в период смены стилей расчет может дать ошибку. Так что обе программы не универсальны. Если же кто-нибудь захочет досконально разобраться в их счетной части, а также составить программы других календарных расчетов (или, допустим, биоритмов), то ничто не мешает обратиться к первоисточнику: Трохименко Я., Любич Ф. Микрокалькулятор, ваш ход! (Радио и связь, 1985). Могут оказаться полезными и книги: Даффет-Смит П. Практическая астрономия с калькулятором (Мир, 1982) и Буткевич А., Зеликсон М. «Вечные календари» (Наука, 1984).

Вячеслав АЛЕКСЕЕВ

ОХОТА НА СКАЛОЕДА

На других планетах (это достоверно известно из произведений НФ) обитают чудовища, встреча с которыми небезопасна. Внешний вид и образ жизни инопланетных животных не имеют аналогов среди земных форм. Да и для охоты на них традиционные способы не годятся. Нужен, как минимум, ПМК.

Так называемый скалоед — это один из наиболее ярких представителей внеземной фауны. Он живет глубоко под поверхностью, но находится в постоянном движении, оставляя за собой причудливые переплетения проделанных в граните ходов. Отважный охотник, решившийся бросить чудовищу вызов, может воспользоваться этим лабиринтом, чтобы приблизиться к предполагаемой добыче вплотную.

Охота на скалоеда осложняется одним немаловажным обстоятельством — наткнувшись на сцюй старый ход, жи-

Консультант раздела — Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Ю. Н. ГЛАЗКОВ

вотное (а оно перемещается более-менее беспорядочно) заваливает его крупными обломками скал, делая лабиринт на данном участке непроходимым. Бывали даже случаи, когда охотник оказывался навсегда (замурованным глубоко под землей.

Приведенных теоретических сведений достаточно, чтобы приступить к освоению нашей новой игровой программы «Охота на скалоеда»:

оапд Ot.Fx-o 02.55 03.НПО 04.ИПА 05,- 06Fx=o 07. 52 0e.Ftf 09.</i 10.ИПС 11. ВП 12.5 1}.Fiia14.nC 15.116. Fx* 17. ГГ 18.-5-19.20. FO 21.+ 22.КПВ 25/S 24. К КПД 25.t 26.БП27.95 28. А/29./V 30. БП 31.46 32. НПО 33. ИПА 34. c/h 35.КППД 36.КППД 37. Fx»o 38.45 39. S 40. А/41.Н 42.ВП 43.1 44. Si 45.'» 46.t 47. КИПД48.+ 49 t 50.ПЬ 51.ВП 52. ПВ 53.Fx.o54 59 55ИПД 56.+ 57.БП 58.94 59.-60.1 61.0 62.+65.Б 64-65./У 66.F»*o 67. 55 68. F10* 69. КИПВ 70. ^ 71.ИПД 72.Fx-o 75.20 74.+75.+ 76. ИП1 77. + 78. FBx 79.- 80. t 811 82.8 83. F10* 84.+ 85.FBx 86,- 87 - 88.1 89.- 90.Fx»o 91.25 92. К- 93.КПД 94.1 95.0 96. ИПД 97 -

Обладатели МК-61 и МК-52 должны вписать в конце программы еще две команды: 98.БП 99.00. После ее ввода нужно прежде всего вписать в регистры 1 — 9 план подземного лабиринта (см. рисунок). Нулями на схеме обозначена скальная порода, единичками — свободные ходы. Хотя дисплеем наш ПМК пока что не оборудован, командами ИП1, ИП2... ИП9 нетрудно на любом этапе игры просматривать весь лабиринт (этот оригинальный способ задания игрового поля, кстати говоря, придумал известный нашим читателям Владимир Архипов). Нашему рисунку соответствует 11111111 П1 ПЗ П5 П7 П9 10000001 П2 П4 П6 П8. Лабиринт, в принципе, можно задавать любым, но в нижнем левом углу в начале игры обязательно должна размещаться единичка.

Теперь надо задать исходное положение охотника и его потенциальной жертвы. Координатная система такая же, как в публиковавшихся в КЭИ играх на шахматной доске. Под текущие координаты охотника отведен регистр 0 («охотник»), чудовища — регистр А (по всей видимости, сокращение от английского слова «animal» — «животное»). Для начала отведем скалоеду участок в центре лабиринта (он на рисунке выделен): 55 ПА, охотнику — левый нижний угол: 11 ПО. Осталось установить переключатель Р — Г в положение Г, ввести в регистр С произвольное дробное число (допустим, 0,1234567 ПС) — и можно начинать игру: Сх В/О С/П.